Неосознанно поддерживаемая готовность к противлению, основанная на несогласии с тем, что происходит в данный момент, инициирует в сознании готовность к сокращению наблюдаемого в себе и в жизни. Поддаваясь ей, человек теряет возможность осознавать полноту происходящего в жизни, в связи с этим, возможность определяться относительно реально лучшего и полезного для себя в будущем. Фактически он теряет возможность вести разумные преобразования.
Суть преобразований заключается не в разрушении или переделывании того, что не нравится, а в новом применении его в себе и своей жизни. Если это окружающие люди, то никто не давал никому права учить жить или исправлять характер. Учить можно того, кому это интересно. Ребенок до определенного возраста видит во взрослом авторитет, так как тот больше знает. Например, как называется дерево, как включить планшет. Но стоит ему освоиться, пойти в школу, как он посчитает, что все знает и ему хватает учителей.
Ведение разумных преобразований не предполагает возможность узнать секрет продления жизни и затем его пропагандировать. Секрет познается ежедневно и ежечасно. Человек наблюдает и осознает происходящее в быстро изменяющихся условиях жизни. При этом оценивает не разрозненные события в поиске в них сути, Так можно погрязнуть в текучке, запутаться и пропустить нечто важное, значимо влияющее на жизнь.
Руководствуясь единой единой задачей «продления жизни», он оценивает происходящее и существующее «от общего», как бы с некоторого расстояния. В этом случае сразу отметается часть ярких, привлекающих внимание, но являющихся несущественными обстоятельств. Зато появляется возможность заметить то, что еще не слишком проявлено, но позволяет инициировать пока еще слабые, но важные функциональные зависимости. Например, человек не тратит время на протесты против навязанных ему руководством партнеров, а ищет в них зачатки нужных ему позитивных качеств и инициирует их развитие. Своим поиском в итоге инициирует повышение уровня внутренней свободы и проявление более совершенных возможностей разума.
Так происходит во всем. На первый план выдвигается все, что способствует возможности изменить к лучшему себя и свою жизнь, сделать ее менее затратной в плане физических сил, уровень которых с каждым годом естественным образом снижается.
Круг наблюдаемого и осознаваемого постоянно обновляется. Вернее обновляется представление о происходящем и существующем в нем. Сами объекты, составляющие круг наблюдаемого и осознаваемого остаются неизменными, так как включают в себя всех и все, с чем человек сталкивается по роду профессиональной деятельности, в малом круге жизни, в объеме сторонних интересов.
Кто-то может посчитать, что при желании всегда расширит круг наблюдаемого, а пока ему и этого хватает. На самом деле попытки, не снижая проявленности в сознании готовности к противлению, расширять круг осознаваемого, приводят лишь к повышению уровня внутренней напряженности и возбуждения. Дело в том что готовность к противлению в отношении множества не удовлетворяющих адресатов инициирует повышение уровня негативных восприятий. Это означает снижение уровня удовлетворенности жизнью, которое обязательно вызывает снижение интереса к продолжению преобразований в себе и в жизни.
Итак, привычно поддерживаемая готовность к противлению в ожидании внутренних и жизненных неприятностей, воспринимаемая, как некая важная жизненная возможность, является ничем иным как привязанным к ноге «булыжником», тормозящим любое движение или устремленность.
Как любое неудобство, заставляет концентрировать на себе внимание, этим снижает уровень удовлетворенности собой и жизнью и приводит к сокращению круга обозреваемого.
Чем в меньшей степени человек наблюдает полноту происходящего в себе и в жизни, то есть сокращает круг видимого им, тем в большей мере он движется по жизни как в полутьме, вынужденный повышать уровень ожидания возможных неприятностей, спрятанных узким кругом видимого.
Но, чем большая часть жизни остается невидимой, тем выше уровень ожидания возможных опасностей и вреда, скрытых в невидимых движениях.
Повышение уровня ожидания возможной опасности пропорционально снижает уровень удовлетворенности и собой, и происходящим в жизни. Более высокому уровню опасности необходимо противопоставить более высокий уровень внутренней собранности и готовности к противлению, значит, более высокий уровень внутренней напряженности и настороженности. Уровень этих состояний для каждого организма ограничен. Чем ближе человек оказывается к предельному для себя уровню, тем более ощутимой становится не удовлетворенность собой. Человек чувствует, что сил для воссоздания готовности противостоять ожидаемым неприятностям не хватает.
Увеличение уровня ожидания опасности повышает и уровень не удовлетворенности жизнью. Чем больше опасностей, вредного, ненужного, тем меньше остается подходящего, годного, полезного.
Итак, поддержание в сознании и теле готовности к противлению неминуемо приводит к снижению уровня удовлетворенности собой и жизнью.
Человек не идет в рукопашный бой с противником, поэтому видимых побед у него нет. Борьба с ожидаемыми опасностями оборачивается против собственного организма и психики. Он еще больше замыкается, сужая круг воспринимаемого.