Итак, привычка действовать интуитивно заставляет человека инициировать программу «пробования». Он так и говорит себе, попробую вести жизнь, может быть получится. Но инстинкт при сомнениях в успехе запрещает думать о будущем, инициируя устремленность сдерживать инициативную активность и беречь силы. Как только возникает необходимость пересмотреть свои взгляды и принять предлагаемое собеседником логически обоснованное решение, человек буквально впадает в ступор. Он легко реагирует на окрик, готовый отстаивать свои взгляды. Но необходимость включить логическое мышление вызывает внутренний протест, который на уровне реального сознания проявляется в виде чувства противоречия. Это происходит каждый раз, когда включается инстинкт, который сдерживает процесс мышления, чтобы не тратить силы, а беречь себя. Таким образом, сомнения в возможности довести начатый процесс разумных преобразований до проявления реального результата, беспокойство о том, что не хватит времени или сил, а также недоверие к самой необходимости того, что намечено, является основным препятствием, мешающим решать сложные жизненные задачи. Точно также они мешают человеку в процессе реализации текущих дел. Но эти дела не оказывают никакого влияния на продление жизни. Сомнения и недоверие в одном из них быстро замещается сомнением в другом, и человек привыкает к ним. Например, возникла проблема с покупкой одежды определенного цвета и фасона, но в любом случае никто не заставит себя мерзнуть и будет носить то, что купил. Сомнения относительно выбора быстро забудутся. В процессе разумных преобразований человек ищет рецепт мгновенного изменения в себе и своей жизни, чтобы хоть временно избавляться от сомнений в том, что изменять к лучшему свою жизнь можно. Для этого использует метод «пробования». Но животная программа «пробования» инициирует стремление беречь силы. В итоге интерес к решению сложной жизненной задачи пропадает.
Сложной жизненной задачей разумные преобразования являются не потому, что их сложно вести, а потому что они затрагивают весь без исключения жизненный процесс. Отсутствие привычки учитывать сразу все составляющие жизни заставляет принимать сиюминутные решения, которые в итоге деформируют течение остальных жизненных направленностей, так как входят в противоречие с ними. Это рождает сомнения в успехе, ведь приходится преодолевать сопротивление близких, а также закономерно протекающих жизненных процессов.
Вступив на путь разумных преобразований, человек зачастую не учитывает или забывает о том, что в их основе лежит постоянное углубление взаимопонимания, согласия и единства видения лучшего. Поиск взаимопонимания, это познание человеком окружающих, а в первую очередь самого себя. Протекает он столько, сколько длится сама жизнь, пока вызывает интерес. Он привык ставить цель и завершать ее реализацию, получая определенный результат, и ждет его в надежде, что тот вот-вот появится. Но вместо результата мгновенно возникают сомнения, а с ними страх и беспокойство. Если человек не успевает погасить негативные состояния воссозданием представления о главном для себя и значимо влияющем на развитие линии главного, страхи гасит инстинкт, заставляя его беречь себя. А сам человек неосознанно прижимает тело к внутренней поверхности линии опоры, чтобы почувствовать избыток сил, сдерживает кровоток в конечностях, обжимает желудок, пережимает протоки слюнных желез, удерживает «нажеванное», как запас. Ощущение достаточности запасов и уменьшение отдачи тепла создает чувство защищенности. Конечно, беречь себя подобным способом бессмысленно, ведь человек не испытывает недостатка в пище и тепле. Наоборот, чаще всего переедает, избыточно тепло одет, к тому же действующая в нем программа «сдерживания» инициирует накопление избыточной энергии, которая его переполняет. Причиной, по которой инстинкт заставляет человека себя беречь, является постоянно присутствующее в сознании беспокойство, наличие которого для животного означает отсутствие полноты необходимого для продолжения жизни. Сытое животное, пребывая в укромном месте, экономит внутренние ресурсы в дремоте и покое. Проявление беспокойства в его сознании означает снижения уровня энергии, дающей силу, с помощью которой оно способно проявить свои возможности выживания в среде дикой природы. Человек неосознанно совмещает наполняющее его беспокойство с восприятием своей слабости, неполноценности и ущербности.
На самом деле никакой ущербности и неполноценности в человеке нет. Все люди разные и этим они полезны цивилизации и обществу, так как для каждого находится своя ниша. Беспокойство в сознании человека инициирует неопределенность относительно того, что является для него в жизни главным, в чем смысл жизни в будущем и направленность жизненных интересов. Без этого он не может определить минимально необходимую полноту достаточного для продолжения и ведения жизни в будущем. Неопределенность в достаточности все, начиная от сил и возможностей, оканчивая деньгами, действиями контрольной системы инстинктов инициирует в сознании беспокойство. Таким образом, мы в очередной раз пришли к выводу о том, что для решения сложной жизненной задачи нужны не силы и энергия, которых у каждого в избытке, а осмысление происходящего и существующего. В первую очередь понимание общих закономерностей строения мира, жизни и самого человека. На основе чего формируются базовые параметры своей жизни, главное в ней, смысл и достаточность.