Негативный опыт реализации жизненных изменений, когда удается не все, что намечается, создает в человеке устойчивое недоверие к своим возможностям и вообще к возможности ведения изменений только к лучшему. Он считает, что изменения могут быть как в лучшую, так и в худшую сторону. Все зависит от обстоятельств, так как слишком много факторов одновременно оказывают влияние на происходящее в жизни. А инстинкт подсказывает, что бояться надо даже незначительных случайностей, ведь именно в них заключается наибольшая опасность. Для животного, обитающего в среде дикой природы, действительно страшны даже незначительные звуки и перемещения. Но человек давно не живет среди хищников, он сам создает условия для жизни. Он всегда может договориться со своими «соплеменниками». Стремиться к лучшему и одновременно преодолевать страх испортить своими действиями существующее, усиливает недоверие к своим возможностям. Вступив на путь разумных преобразований, человек каждый раз заставляет себя сомневаться в том, что намеченное им действительно лучше того, что есть сейчас в нем и в его жизни. Тем более не уверен в том, что вообще сможет реализовать это в жизни.Это так. Сомнения и недоверие действительно не позволят разобраться в сущности своих намерений и реализовать их до тех пор, пока человек не создаст обоснованное конструктивное видение сути происходящего. Лишь на основании конструктивного мировоззрения и выстроенной во всей полноте картины жизни он становится способным осознать смысл намечаемых изменений и возможность их реализации.
Но ради отдельного действия, особенно касающегося текущих событие, никто не станет поднимать всю необходимую информационную базу, описывающую на основании конструктивного мировоззрения суть, строение, порядок и направленность изменений в жизни. Человеку легче сжаться и потерпеть неприятный момент, заставляя себя в это время ни о чем не думать. Потом он удивляется, откуда взялся избыток, если он ведет преобразования? Ищет виновного во всем, но только не в своей безынициативности. На самом деле избыток энергии и агрессивных сред образуется мгновенно, стоит только напугать себя. Например, сказать себе «я опаздываю», «не успею», не получится» и т. п. Как правило, все заканчивается успешно, но в этот момент начинаются откатные состояния. Организм расслабляется и возникает чисто физиологический страх за жизнь из-за возможности страх подавиться и задохнуться имитируемым «нажеванным», которым человек обозначает то, что он сохраняет. Сложности с определением местоположения имитируемого нажеванного вызывают ожидание потери. Действиями инстинктов для привлечения максимального объема внимания к происходящему в ротовой полости образуется чувство жалости к себе. Подташнивание и общее неприятие ко всему вовне образуют на уровне реального сознания человека неуверенность в своих силах и возможностях. Что инициирует общее состояние инертности в мышлении и в физической активности. Человек чувствует себя обессиленным и не способным продолжать разумные преобразования. Он боится наделать еще больше ошибок.
Для приведения себя в активное состояние требуется провести переосознание своих представлений о жизни и о лучшем для себя в будущем. Если человек пропускает переосознание, начинается следующая фаза откатных состояний. Недоверие к возможности видеть, понимать и реализовывать лучшее заставляет сохранять незыблемым то, что существует в данный момент, начиная от жизненного порядка, оканчивая взаимоотношениями с окружающим миром. Он усиливает начавшее было расслабляться напряжение «сохранения «нажеванного». В то же время неосознанно понимает, что сохранить что-либо незыблемым нельзя. Поэтому действиями установок животной управляющей системы в его сознании образуется состояние «ожидания неудачи», как попадания несъедобной пищи в желудок и возникновение там болей. На уровне реального сознания, это воспринимается, как неспособность правильно определить «лучшее для себя», то есть не отличить съедобное от несъедобного. Упором кончика языка в передние зубы, а основания – в правый хрящик голосовых связок создается граница для того, чтобы новая порция не смешивалась с «нажеванным». Для освобождения желудка от негодной пищи образуется программа «готовности к выташниванию»Привычное отношение к изменениям, как к интуитивным действиям, инициирует программу «пробования». Кончиком языка в настороженности и сверхчувствительности, в «готовности к выташниванию» животное пробует новый плод. Встретив нечто непонятное, стремится кончиком языка отделить его и отбросить. Сомнение в возможности сделать это заставляет быстрым движением отдернуть кончик языка, не повредив ткани ротовой полости. Программа «пробования» реализуется совместно с программой сдерживания внутренней энергии и деятельной активности. При неопределенности в успехе инстинкт запрещает животному участвовать в сомнительных действиях. Таким образом, если сразу не удается найти съедобные составляющие, животное теряет интерес к новому плоду. Так и человек, не имея конструктивного представления о сути происходящего, действуя интуитивно, ощущает нарастающую усталость и потерю интереса к своим начинаниям. Что не позволяет ему быть последовательным и продолжать изменения к лучшему, которые требуют большого количества действий. По мере увеличения затрат времени на реализацию намеченных планов в его сознании усиливается привычная устремленность, сдерживать себя, свою активность и беречь силы. Таким образом, сомнения в возможности довести начатое до конца, беспокойство о том, что не хватит времени или сил, и недоверие к самой необходимости производимого является основным препятствием, мешающим решать сложные жизненные задачи.