Инициируя в себе осознанно или неосознанно ожидание, настороженность и сверхчувствительность, человек невольно использует животные критерии. Свое внутреннее состояние оценивает по рефлекторным позициям в ротовой полости. Вкус слюны дает ощущение голода, фиксирует имитируемое «нажеванное», определяет наличие «косточек», «негодного», степень прижатия к внутренней поверхности линии опоры, готовность к выкашливанию, к выташниванию, готовность к противлению и противоборству. Ничего другого на доступном уровне восприятия происходящего внутри ощутить нельзя. Вот человеку и приходится сжимать и разжимать отдельные участки своего тела. Если болит зуб или есть ранка, то больное место хочется постоянно трогать языком, сжимать челюсти, надавливать на него и т.д. Во внешнем круге инициируемая настороженность и сверхчувствительность направляют мысли человека на создание представлений об опасности, если ее нет в обозримой реальности. Он неосознанно напрягается в готовности к противостоянию тому, что, скорее всего, никогда не коснется его жизни, тем более, если всецело отдавать внимание ее развитию к лучшему. Результатом поиска негативного стечения обстоятельств является нарастающее неприятие к людям, которые ни сном, ни духом не ведают о тех замыслах, которые им приписываются как возможность будущих действий.
Нести груз возбуждения и напряженности трудно, но привычно. Так живут окружающие, так человек живет всю свою жизнь. Отказаться от управляющего действия инстинктов страшно, потому что страшно перестать быть борцом, а к возможностям разума пока доверия нет. С позиции системы инстинктов жизнь лишается изюминки, а что приобретается пока не понятно. Объединение трех сфер воедино приводит к неприятным откатным состояниям, которые сопровождаются беспокойством, чувством потери, жалостью к себе и даже болевыми ощущениями.
Итак, если человек не опирается на главное в себе и своей жизни, не объединяет три сферы жизни в одну, ему невольно приходится подчиняться управляющему действию системы инстинктов, которая заставляет разделять внимание по трем секторам наблюдения. Разделение внимания не позволяет формировать причинно следственные связи между тем, что человек делает, и тем, что в ответ обретает. Нарушается закон сохранения энергии, полноту которого можно отследить только в жизненном процессе в целом. Разделив внимание, человек не может связать производимое и происходящее с ним в жизненной ситуации, в частности во взаимоотношениях с окружающими людьми со своим внутренним состоянием. По его представлениям он тратит гораздо больше энергии, чем получает взамен, как бы остается голодным. В связи с этим, стремится создавать запасы во взаимодействии с каждой из трех сфер жизни. Требует к себе внимания окружающих людей, много ест и реализует огромное число интересов. Фактически для поддержания равновесности во внутреннем состоянии человек организует свои представления о жизни таким образом, чтобы видеть происходящее зависимым только от своих запасов. Эта установка влечет обратную связь. Если человек ставит происходящее в себе или в жизни в зависимость от запасов, у него не возникает потребности оценивать происходящее во внешней жизненной ситуации, во взаимоотношениях, в деятельной фазе. Ему «не нужно выходить из норы». Незачем беспокоиться о том, кто и как живет, какие имеет намерения. Кроме того, не надо думать об изменениях в себе и своей жизни, то есть о поиске добычи. В своем сознании человек формирует убежденность в том, что живет за счет запасов, и ему перестают быть интересными два других сектора наблюдений. Сконцентрированный на своих запасах, он становится безразличным к внешней сфере жизни и к происходящим в ней изменениям. Работу и деятельность воспринимает, как необходимость, существующую в обществе, законам которого обязан подчиняться. Об окружающих людях думает лишь в момент их появления, когда вынужден на них смотреть и слушать. Но по завершении беседы быстро забывает обо всем, что касается проблем и потребностей собеседника. Главное, не нарушить и защитить от посягательств свои запасы, в частности запас энергии.Удерживая в сознании представление о том, что живет за счет запасов, человек обретает способность пребывать вниманием в единственном секторе наблюдения. Этой наиболее благоприятной для себя сферой он видит себя и происходящее внутри себя.Представление о том, что он контролирует свое внутреннее состояние и состояние здоровья является ошибочным. На самом деле человек концентрирует внимание только на пополнении и сохранении запасов. С точки зрения контрольной системы инстинктов он оказывается в роли животного, разжевывающего и пережевывающего добытый кусок пищи. Процесс приготовления пищи к глотку является ответственным, надо тщательно отделить кости прочие включения. В связи с чем, контрольная система инстинктов использует все свободное внимание, а все остальное происходящее в организме и во внешнем круге жизненной ситуации остается за его пределами. В результате концентрации на текущем действии человек лишает себя интереса и возможности осознавать происходящее внутри себя. Именно поэтому замечает давно возникшие хронические заболевания лишь при их переходе в острую стадию, дающую болевые ощущения, перекрывающие по своей амплитуде активные сигналы от чувствительных рецепторов ротовой полости. Точно так же он не замечает происходящего вокруг. Проблемы в деятельной фазе жизни и в окружающем мире должны стать весьма значительными для привлечения к ним внимания. Чтобы человек их заметил, они должны буквально превратиться в череду стрессовых ситуаций, несчастий, неприятностей. Только тогда они обретают силу, способную оторвать его внимание от интересов, связанных с накоплением и сохранением запасов.