Итак, человек сам лишает себя возможности определиться с величиной необходимого и достаточного для продолжения жизни, отталкивая неприятием фазу наблюдения и осознания. Ему кажется, что надо сначала доделать срочные дела, а потом спокойно все обдумать. Ошибка такого подхода к процессу мышления заключается в нарушении последовательности. Человек обдумывает то, что уже сделано, и разбирает свои ошибки. Своим мысленным взором он постоянно находится позади жизненной ситуации, в лучшем случае наравне с ней, пытается понять, чего ему не хватило или наоборот, оказалось в избытке. Отсутствие представлений о лучшем для себя в будущем не позволяет определиться заранее в том, что ему понадобится. Посчитать величину материальных потребностей не трудно, гораздо труднее определить, в каких условиях будет протекать жизнь в будущем, какие для этого потребуются возможности. Конечно, это не возможности физические. А для развития индивидуальных возможностей разума требуется в первую очередь включать в свою жизнь процесс наблюдения и осознания на основе конструктивного мировоззрения.
Отсутствие представления о величине необходимого и достаточного естественным образом приводит к восприятию окружающего злонаправленным. Эти две позиции взаимосвязаны и, действуя в сознании человека, инициируют одна другую. Идея злонаправленности окружающего мира рождает потребность создавать запасы с учетом того, что их придется защищать, в то же время они должны помочь противостоять злой случайности. Зло всегда является случайным, так как реализует чей-то замысел, а замысел всегда скрытен, поэтому его нельзя предвидеть заранее. В результате человек вынужден учитывать все, что может защитить его от мыслимых, а чаще всего немыслимых обстоятельств и случайностей. Этим раздувая представление о необходимом для продолжения жизни в будущем. С учетом того, что идея злонаправленности окружающего мира с годами не покидает сознание, запасы не только не уменьшаются в объеме, а наоборот, накапливаются для создания ощущение большей безопасности. И наоборот, устремленность удерживать объем необходимого неизменным, хотя и реально недоступным, заставляет торопиться создать запас хотя бы не меньше и не хуже, чем у других. Ко всему, что мешает человек относится, как к злой воле конкретных людей или к проявлению недоброго в своих основах окружающего мира.
Идея злонаправленного окружающего мира инициирует в человеке ощущение своей ничтожности, слабости в сравнении с его величием и многообразием. Достаток, направленный на то, чтобы уберечь хоть в какой-то степени от злых случайностей в будущем, дает ощущение безопасности, снижающее восприятие собственной ничтожности и неполноценности. Пока человек находится под управляющим действием животной смысловой идеи, он и думать не хочет о снижении величины необходимого для продолжения жизни до минимальных, но достаточных объемов. Даже мысли об упорядочении своих потребностей вызывают в нем ощущение нарастающего ожидания неприятностей в жизни и своего ослабления. Ощущение собственной слабости, рождающейся в сравнении своих возможностей с многообразием окружающего мира, пропорционально увеличивает уровень восприятия его злонаправленности.
Таким образом, неопределенность в необходимом и достаточном тесно переплетается с восприятием злонаправленности. Поэтому выйти из этого замкнутого круга можно только путем упорядочения процесса мышления, то есть совершенствования мировоззрения. Конструктивное полноценное мировоззрение позволяет человеку создать в своем сознании связное представление о закономерности строения мира, жизни и самого человека. Увидеть мир единым целым, в котором все его составляющие связаны общими зависимостями, устремленными к лучшему, к оптимальности и гармонии. В том случае когда составляющие единого целого объединены едиными закономерностями, действующими в каждой его точке на каждую его составляющую, в его объеме не могут быть случайности, не подчиняющиеся общим закономерностям. Даже если они возникают, то поглощаются влиянием равновесного и равномерного общего движения. Конструктивное мировоззрение формируется в сознании человека в процессе применения общих закономерностей строения мира, жизни и самого человека в своей жизни. Когда свои мысли и действия он ориентирует относительно главного для себя, уходят вкусовые пристрастия, поддерживаемые животным мировоззрением. Человек ориентируется не на то, что ему нравится или не нравится, а на то, что полезно для жизни в будущем, то есть существенно влияет на продление жизни.Он не считает потерянным время, потраченное на создание смысловой нацеленности. Процесс наблюдения и осознания становится равноценным деятельной активности, человек знает, что и для чего делает. Это создает чувство удовлетворенности не просто достижением поставленной цели, а тем, что произошли изменения к лучшему, повысился уровень внутренней свободы и проявились более совершенные возможности разума. Возможность находить взаимопонимание и согласие по жизненным связям делает жизнь зависимой не от случайностей, а от собственной инициативной активности.