Итак, разделение внимания между системой разума и системой инстинктов неуклонно ведет к деградации возможностей человека и возможностей его жизненного процесса. Это связано с постепенным увеличением уровня неоднородности и несоответствия потребностей и интересов человека условиям и состоянию среды жизни. Постоянное стремление к гарантии своей независимости от будущего вынуждает создавать избытки и не позволяет снижать уровень внутренней напряженности и возбуждения. Что преграждает путь к более естественным состояниям, к более высокому уровню жизнестойкости и жизнеспособности организма. Организм изнашивается в перенапряжениях при создании безмерных запасов, постепенно разрушается, приближая этим окончание жизни.
Казалось бы, человек понимает, что от создания четкой, ясной, конструктивно обоснованной перспективы зависит все происходящее в себе и своей жизни. Почему он не стремится делать все необходимое так, чтобы перспектива будущего являлась главным адресатом приложения внимания и жизненной активности?Дело в том, что каждый видит себя, происходящее вокруг, будущее, оценивает прошлое и настоящее через призму уже существующей в своем видении перспективы жизни в будущем. В меру неопределенности этой перспективы боится своего будущего и настолько же стремится оставить все хотя бы неизменным. Человек думает о будущем, но эти мысли по большей части похожи на фантазии, он не решается думать об изменении своих собственных возможностей и на этом основании изменении структуры своих устремлений и интересов. Созданию перспективы жизни и систематическому, последовательному ее совершенствованию мешает множество факторов. Наиболее явными являются, во-первых, это стремление к независимости от будущего, во-вторых, устремленность в состояние покоя и отдыха. Но главным препятствием служит идея о невозможности изменения всего, что дано человеку от рождения в его способностях и условиях жизни. Человек наполнен противоречиями. С одной стороны, считает себя в той или иной степени совершенным, ощущая наполняющее изнутри, из самой глубины мягкое «свечение» доброты, желания, чтобы у окружающих все было хорошо, чтобы все были здоровы, получали удовольствие от жизни, имели все необходимое. При этом окружающих воспринимает жесткими, недобрыми, неприветливыми, несговорчивыми, несправедливыми, нацеленными больше взять, а меньше отдать. Окружающий мир видит жестким и даже жестоким, не способным по достоинству оценить те порывы, которые наполняют его из глубины души. Таким образом, человек чувствует себя совершенным, а окружающий мир и людей агрессивными, не способными его понять. В связи с чем, боится быть открытым во взаимоотношениях. Боится, что окружающие обязательно изранят душу, не защищенную экраном собранности и готовности к противлению. Уверен, что в этом мире нельзя думать о лучшем в будущем, все начинания будут «затоптаны», а сам он, увлеченный изменениями к лучшему, уничтожен этими «хищниками». Больше всего человек сокрушается по поводу доставшегося от роду несовершенного тела с его несовершенными возможностями, несовершенным разумом и психикой. Он обвиняет условия жизни, которые не позволили во всей полноте раскрыться заложенному в наследственности некоему «истоковому совершенному остову».
Итак, человек представляет, что внутри него находится «совершенный остов», со всех сторон окруженный несовершенной оболочкой. Именно несовершенство оболочки инициирует в сознании проявление алчности, злобности, агрессивности, обидчивости, недоверия и множество других порочных устремлений. Наблюдая их в себе, человек ужасается своим мыслям о людях и своим поступкам. Происходит это нечасто. Лишь временами ему удается увидеть производимое собой как бы стороны. Заметив свои негативные мысли и действия, человек воспринимает их не свойственными себе, чужими, не принадлежащими своей сути. Он уверен, что никогда не смог бы отличить в себе негативные качества, если бы в его основе не было позитивного «истокового остова». Именно моменты, в которые он обретает способность видеть негатив в своих мыслях, состояниях и действиях, позволяют ему создавать представление о совершенстве своей сути. В этом случае он отчетливо представляет, что негативные черты являются чужими для него, не свойственными, не принадлежащими его сути. Они создались в ответ на злонаправленность среды. С позиции собственного совершенства человек видит несовершенными и несправедливыми законы, по которым организована жизнь, взаимоотношения между людьми, между человеком и обществом.
Необходимо учитывать, что ощущение совершенства, заложенного в глубине сути человека, как раз и есть тот фактор, который тормозит устремленность что-то менять к лучшему в себе и своей жизни. Без этой устремленности он не способен обрести новые возможности и на их основе новые интересы, так как не видит в этом смысла. Процесс совершенствования человек представляет лишь, как прибавление чего-то еще, то есть как накопление, потребление, в том числе новой информации, знаний, ощущений, впечатлений. К годам зрелости у него уже нет лишних сил, времени, внимания и средств для расширения круга интересов, объема жизненных взаимоотношений и взаимодействий. Поэтому его тем более удовлетворяет ощущение внутреннего совершенства и не возникает интерес к созданию и поддержанию в видении конструктивной, обоснованной перспективы изменений к лучшему себя и своей жизни.