Итак, человек поддерживает рефлекторные напряжения, которые служат обоснованием недостатка времени и причиной, заставляющей постоянно торопиться. Действиями системы инстинктов в его сознании создается «ожидание роковой случайности» и страх перед нею заставляет быстро завершить дела, чтобы спрятаться в укромном месте. То есть оказаться в состоянии покоя и отдыха. Поддержание этих напряжений требует большого объема внимания, ведь приходится все время фиксировать касание внутренней поверхности линии опоры, наличие и величину дистанции от происходящего вовне. Что бы человек ни делал, о чем бы ни думал, он вынужден тратить часть внимания на контроль этих позиций. Выражается это в том, что левое плечо буквально вжимается в тело и опускается вниз, а правое плечо уходит вперед. Язык постоянно напряжен и давит на зубы. Данная поза становится особенно заметной, когда человек увлечен интересующей его острой передачей по телевизору или игрой на компьютере. На самом деле человек поддерживает данный комплекс напряжений практически всегда. В связи с этим, не может уделять всю полноту внимания осознанию интересующего его в настоящий момент объекта или явления. Для этого используется только часть внимания, а другой он постоянно остается внутри себя, контролируя линию опоры и дистанцию от происходящего вовне. Поддержание напряжений влияет на процесс наблюдения и осознания, образуя эгоцентрическую позицию.Таким образом, если человек не проявляет инициативу, направляя свое внимание в распоряжение системы разума, постепенно его сознанием овладевают установки системы инстинктов. Незаметно для себя он возвращается в эгоцентрическую позицию наблюдения и осознания. Что не позволяет связывать все составляющие жизненного процесса в единую модель, и нарушает процесс возобновления всего в себе и своей жизни. Человек вынужден возобновить процесс пополнения запасов.
Необходимо учитывать, что стремление к сознанию любых запасов инициируется отсутствием в видении перспективы изменений к лучшему в себе и в своей жизни. Если человек не ведет внутренний и жизненный процессы таким образом, чтобы они однозначно изменялись к лучшему, то лучшим для него в будущем становится сохранение существующего неизменным. Но жизненный опыт показывает, что неизменным ничего нельзя сохранить. Позиция неизменности становится зыбкой. С годами человек все больше сомневается в своих возможностях удержать существующее. В сознании у него постоянно действует состояние ожидания худшего в будущем. Что вызывает потребность в гарантии собственной жизнестойкости и жизнеспособности структуры жизни. Такой гарантией человек видит только в создании запасов, начиная от запасов знаний, заканчивая запасом денег и внутренней энергонасыщенности. Ожидая худшего в будущем, он неосознанно сдерживает расходы при той же скорости пополнения запасов, и создает избыточность всего, что имеет. Если жизнь в будущем не ухудшится, запас не помешает, а если будущее принесет ухудшение, то запас пригодится.
В этом кроется серия ошибок. Во-первых, любой запас, в том числе рефлекторных напряжений, тянет и не только силы, но и внимание. Во-вторых, человек вроде бы потребляет много в настоящем, но при этом сокращает возможность делать свое будущее лучше, чем настоящее. Само понятие «будущего» у него связывается с чем-то неопределенным и далеким, поэтому не рождающим стремления что-то делать для него, кроме как копить все подряд для создания ощущения гарантии возможности пережить любые неприятности. Стремясь успокоить себя неограниченными в объеме запасами, человек перенапрягается, ломает свой организм, расшатывает психику, нервную систему. Не додает внимания структурам разума для обеспечения их развития и совершенствования, а ведь затраты могут оказаться напрасными. Будущее в развивающемся мире будет насыщено новыми техническими решениями, новыми идеями, новыми возможностями, для понимания сути которых потребуется более развитая, чем в настоящем, структура разума. Не заботясь о совершенствовании своих возможностей, человек обрекает себя на снижение уровня полноты и естественности своих взаимоотношений с окружающим. Он выйдет навстречу будущему с запасами, которые не понадобятся, так как в большинстве своем физически и морально устареют. При этом окажется с изношенным организмом и психикой, с меньшими возможностями, понимать и организовывать свои взаимосвязи, взаимоотношения, использовать происходящее и существующее во внешней жизненной ситуации.
Таким образом, человек, не устремленный создавать условия для системного изменения к лучшему всей полноты составляющих внутреннего и жизненного процесса, обрекает себя на постоянные сомнения относительно сохранения неизменным своих запасов. В прошлом, когда не хватало самого необходимого, создание запасов было наиболее экономичной формой выживания, а потребление наиболее простой и доступной формой познания. В настоящем, когда окружающий мир предоставляет человеку в обмен на его труд все необходимое для продолжения жизни, наиболее экономичным становится развитие индивидуальных возможностей разума. Кусок, за который приходилось бороться, используя возможности разума, есть у каждого, и в обеспеченном мире возникает опасность деградации возможностей разума, так как в прежнем виде их некуда применить. По привычке человек продолжает инициировать свою активность интересом к потреблению. Но постепенно привыкает к изобилию предоставляемых возможностей, и вниманию некуда деваться, оно во все большей степени оказывается в распоряжении системы инстинктов, которая с его помощью заставляет человека поддерживать страх перед роковой случайностью. Для этого инициировать настороженность и сверхчувствительность, торопиться, и с огромной скоростью изнашивать собственный организм и психику, используя возможности разума на борьбу за то, что есть в изобилии.