Итак, оставляя часть свободного внимания под управляющим действием системы инстинктов, человек вынужден реагировать на каждое проявление не удовлетворяющего. Для животного не удовлетворяющее может нести в себе роковую случайность, которая не позволит продолжать жизнь Действиями системы инстинктов человек образует состояние настороженности и сверхчувствительности в ожидании худшего, а затем как можно быстрее принимает решение о том, как поступить. Страх перед роковой случайностью торопит с принятием решения. Что не позволяет создавать собственное представление о происходящем, а вынуждает мыслить штампами, опираясь на общепринятые суждения и положения. Процесс осознания доставляет невероятные трудности, потому что привычно осуществляется в сверхчувствительном и настороженном ожидании худшего. Устремленность разума к углублению познаний основ строения мира, жизни и человека, к обретению представлений о все более общем строении уже известного подменяется поиском признаков худшего. Сверхчувствительность позволяет отличать все более тонкие детали, концентрируя внимание на объекте наблюдения. В связи с чем, человек теряет возможность наблюдать текущие изменения в нем во взаимосвязи с общими основами жизни. Сверхчувствительность помогает вычленять из многообразия постоянного движения в обозреваемой жизни более мелкие движущиеся точки, но смысл и направленность их движения оценить не дает. Человек смотрит на своего партнера, на собеседника или на жизненную ситуацию, как в замочную скважину. Ему ничего не остается как опереться на свой вкус, причислив наблюдаемое, в том числе партнера, либо к плохому, либо к хорошему, чтобы затем либо приблизиться к нему, либо отстраниться. Разделение на «плохое» и «хорошее» является условным, в зависимости от собственного отношения и настроения. Таким образом, инициируемая животной управляющей системой в состоянии собранности и готовности к противлению торопливость, делает не интересным познание основ строения мира, жизни и самого человека, создание конструктивного мировоззрения для переосознания прошлого, текущего и создания представлений о будущем. Причем, не просто не интересным, а мешающим, рождающим страх, кажущимся отвлечением от жизни. Настороженность и сверхчувствительность, инициируемые торопливостью, в лучшем случае позволяют сохранить неизменным существующее в себе и своей жизни. Кажущаяся нехватка времени для осмысления и осознания заставляет человека чувствовать себя не способным что-то изменять к лучшему в своих жизненных и внутренних функциях. Другими словами, он не может создавать и поддерживать в своем видении перспективу совершенствования имеющегося себе и своей жизни. В связи с этим, обречен на ожидание худшего, которое в свою очередь инициирует потребность к собранности для противления ему. У человека создается ощущение недостатка времени, он торопится, но ничего не успевает. Это заставляет его еще больше торопиться, и круг замыкается.
На уровне рефлекторных связей устремленность иметь запас времени, чтобы подготовиться к непредвиденному, реализуется прижатием всем телом изнутри к внутренней поверхности линии опоры. Человек неосознанно стремится почувствовать хотя бы легкий контакт с линией опоры. Потребность оказаться в максимальном удалении от всего вокруг заставляет поджать правую сторону тела по диагонали в направлении внутренней опоры (чуть левее линии позвоночника). Тело будто бы уменьшается в размерах, увлекаемое назад влево. Напряжения тела дублируются напряжениями языка. Язык отстраняется от корня правого нижнего клыка в направлении назад влево, чтобы таким образом создавать ощущение увеличенной дистанции от происходящего вовне. Контакт тела с внутренней поверхностью опоры создает ощущение способности «ориентироваться» в количестве времени, необходимом для обретения внутренней собранности и готовности к противоборству. Поддержание избыточной дистанции за счет изгиба тела внутрь и по диагонали позволяет ощущать наличие запаса времени. Кажется, что роковой случайности придется дольше преодолевать искусственно поддерживаемую дистанцию, поэтому она достигнет человека позже. Животная система инициирует в сознании человека ощущение того, что неприятностям придется до него добираться несколько дольше, и у него хватит времени, чтобы спастись бегством или подготовиться к атаке.
Так, ощущение страха того, что не хватит времени для реализации необходимого действия, заставляет человека поддерживать эту сложную, перегружающую организм и психику систему напряжений и генераций. Действиями системы инстинктов человек создает сложное оправдание своей торопливости. Он весь сжимается, перегружая сердце, позвоночник, суставы, и все это только для того, чтобы спастись от придуманной роковой случайности, которая может его настигнуть вместе с одним из проявлений не удовлетворяющего. Спешит переделать текущие дела, спешит на работе, дома, спешит в гости и спешит вернуться домой. Человек не находит себе места, ему не хватает времени суток, чтобы уничтожить все неудовлетворенности, исключить все возможности для возникновения роковой случайности. Таким образом, страх перед неведомой роковой случайностью заставляет человека суетиться до тех пор, пока усталость не свалит его.