Итак, если человек не передает управляющее действие системе разума, то управляемый установками системы инстинктов он все имеющееся и потребляемое воспринимает, как запас, который надо сохранять и оберегать. Для этого он вынужденно поддерживает рефлекторные напряжения, с помощью которых удерживает имитируемое «нажеванное» и отталкивает общим неприятием ко всему вовне все остальное.
После переосознания своих представлений о жизни или когда у организма кончаются силы, рефлекторные напряжения контроля и сохранения запасов расслабляются и возникают «откатные» состояния. В первую очередь, это подташнивания, связанное с расслаблением напряжений неприятия.Вслед за этим возникает страх за жизнь из-за возможности подавиться и задохнуться «нажеванным», ожидание слабости и жалость к себе. На уровне реального сознания все это ощущается в виде необъяснимого беспокойства о себе и своих запасах, в том числе запасе знаний и возможностей. Человеку кажется, что все его старания по ведению преобразований бесполезны. Возникает соблазн вернуться к своим запасам и успокоиться. Любование и довольствование запасами, это занятие, положительно оцениваемое контрольной системой инстинктов. Запас для животного – это гарантия возможности продолжить жизнь в будущем. Сохранение запасов и уход за ними концентрирует внимание на том, что согласно инстинкту самосохранения является залогом возможности продления жизни. Поэтому установками инстинктов генерируются положительные эмоции, удовольствие, когда человек считает деньги, любуется новым приобретением и т. д. Освобождая же внимание от любования запасами и заботами о них, человек одновременно инициирует на уровне физиологических связей страх за жизнь из-за возможности подавиться и задохнуться. Он будто бы теряет имитируемое «нажеванное». Что снижает уровень удовольствия от жизни, в связи с уменьшением уровня положительных эмоций, которые перестает вырабатывать животная управляющая система в ответ на действия по любованию и заботе о запасах.
Вот почему в период ослабления устремленности к созданию и сохранению запасов человек ощущает тоску, ему кажется, что его ожидает невкусная, пресная жизнь в будущем. Возникает острое неприятие к идеям разумных преобразований, это занятие воспринимается тоскливым и даже нудным. Происходит это по той причине, что человек в тоске забыл о высвобождающихся при расслаблении внутренних ресурсах, в частности о внимании, которое надо куда-то применить. Освобождающееся в процессе расслабления внимание не насыщается положительными эмоциями животной системы и не используется системой разума. Человек, как витязь на распутье, оказывается между устремленностью к привычной жизни и устремленностью разума к новому и лучшему.
Необходимо учитывать, что все трудности с задачей «продления жизни» возникают по одной причине: человек воспринимает преобразования, как отдельное от ведения жизни занятие, один из своих сторонних интересов. Продолжает оставаться под управляющим действием системы инстинктов и одновременно пытается внести изменения в свою жизнь. Он никак не может решить, от чего удовольствие приятнее, от новой «игрушки» или от проявления индивидуальных возможностей своего разума. В душе ему нравится свое неопределенное положение, нравится состояние терпения и ожидания худшего, ведь всегда можно сказать себе, что в этом виноваты обстоятельства жизни. Самое главное не надо брать ответственность за свою жизнь. Человек вспоминает о животном чувстве долга и говорит себе, что у него на все не хватит сил. Вот подрастут дети, станет со здоровье получше, кончится лето и так далее. Если человек не находит применения своему вниманию в расширении и увеличении темпов реализации своих жизненных интересов, оно перераспределяется на сторонние интересы и увлечения. Что также является своего рода запасом, запасом внимания, которое в ожидании своего полезного использования в жизни, остается занятым чем угодно, дающим положительные эмоции, рождающим удовольствие. Продолжает сытно есть и пить, развлекаться, пребывать в покое за чтением прессы, дольше спит и т. п.
На самом же деле реализация задачи «продления жизни» не предлагает отказываться от запасов, сторонних интересов, развлечений и вообще как-то ломать свою жизнь, жить впроголодь на уровне минимально необходимого. Меняется отношение, поэтому меняется само представление о минимально необходимом. Человек не боится менять свой привычный вкус. Современный уровень развития цивилизации позволяет так вести жизнь, чтобы сознание не отягощалось мыслями о том, что не используется для удовлетворения физических и духовных потребностей. Оно есть и пусть себе спокойно лежит в шкафу, на антресоли, в сейфе, стоит в гараже. Суть преобразований состоит в том, чтобы внимание было постоянно нацелено на процесс познания. С годами это становится все более актуальным для человека, у которого естественным образом снижается уровень энергонасыщенности и физических сил. Никакие запасы не помогут ему оставаться активным и полезным, а проявленные и постоянно совершенствуемые возможности разума помогут. Возможно, он не сделает открытия, но, по крайней мере, есть вероятность, что не впадет в маразм.