Итак, занятый пополнением запасов знаний, связей, впечатлений, материальных ценностей, уважения человек остается в неопределенности относительно происходящего и будущего, перспективы своей внутренней и жизненной ситуации. Общепринятые принципы и положения заменяют ему мировоззрение.
Управляемый установками инстинктов первого и второго рода (агрессивных и сдерживающих) человек становится органическим роботом. Действия рефлекторных установок и рождаемых ими устремленностей в его сознании ограничивается морально этическими нормами, чувством долга и восприятием общепринятых положений, правил, принципов взаимоотношений.
Сознание, видение, мировосприятие человека оказывается зажатым между двумя комплексами программ, образующих двухполюсную структуру.
Одним полюсом в ней является действие наполняющих из глубины подсознания устремлений, рождаемых инстинктами. Это точка собственного «Я».
Другой полюс не имеет постоянной точки приложения, не является единым и постоянным. Он меняется в отношении каждой жизненной направленности и представляет собой конкретную догму понятий долга, справедливости, общепринятых принципов морали, этики, примененных в данном случае. Положение этого полюса в большей мере зависит от непосредственного отношения человека к участникам затронувшего его события, от собственного настроения, состояния здоровья, погоды и множества других факторов. В одном случае он строг, в другом – лоялен при тех же условиях.
Второй полюс создает условную сферу, ограничивающую действие исходных животных устремленностей, наполняющих сознание человека из глубины его рефлекторного строения. Кроме собственных представлений об общепринятом и положенном используются религиозные регламенты (заповеди, правила, запреты). Отчего сфера ограничений становится еще более субъективной.
Неопределенность, связанная с принятием каждого последующего решения, вызывает повышение уровня энергонасыщенности. Человек должен быть готов принять правильное решение, отреагировать на изменяющиеся обстоятельства, оценить следование правилам и установкам общепринятого.
На первый взгляд может показаться, что позиции долга, установки верований, морально-этические принципы активизируют человека участвовать в жизни других людей, быть им полезным, отзывчивым, творить добрые дела. На самом деле эти устои подхватывают часть животных устремлений и переносят их действие на происходящее в межчеловеческих взаимоотношениях. Главная задача общепринятых установок – ограничить человека в его не ограниченных какими-либо мерками рефлекторных устремленностях.
Морально-этические нормы помогают перестроить животные устремленности, смягчить их, придать разумную направленность. Но они не могут полностью исключить их базовую агрессивную нацеленность, направленную на выживание в условиях, когда на всех всего не хватает, когда надо бороться за свой кусок, обязательно опередить соплеменника. Человека с детства учат подавлять в себе животные генерации, в частности жалость к себе, и помогать близким, больным или попавшим в беду. Но при этом внутренний голос требует ограничить объем подобной помощи.
Тем более общепринятые установки откровенно ограничивают человека в устремленности, быть системно и реально полезным. Инстинкт самосохранения призывает произвести действие, которое оценивается общепринятыми правилами, как доброе, как участие в жизни попавших в беду близких. Но при этом общепринятые установки не призывают человека к тому, чтобы вывести того же близкого из затруднительной ситуации, взять на себя труд, быть полезным постоянно.
Установки, направленные на ограничение животных проявлений, на самом деле и означают лишь ограничение агрессивных стремлений человека. Они запрещают оттолкнуть слабого от общей туши, не позволяют оставить того голодным. Если он успеет что-то ухватить от общей туши, то не отнимать у него. Другими словами, ограничивают агрессивную устремленность, наполняющую каждого человека из его подсознания, взять как можно больше и как можно быстрее. Происходит это в любой ситуации, когда человек не определен в достаточности, не знает, чего, сколько и для чего ему нужно. Установки морали не призывают его находить с окружающими общность видения, взаимопонимание, согласие и общие интересы. Они призывают, насколько это возможно, не отталкивать других людей, не «кусать» их, если они оказались слишком близко.
Таким образом, все без исключения установки общепринятого на самом деле являются лишь ограничением агрессивных устремленностей, инициируемых в сознании человека инстинктами. В этом нет ничего плохого для периода выживания, когда человек не определен относительно обустройства окружающего мира, жизни, самого человека, относительно смысла происходящего и направленности его изменений, главного и необходимого для его реализации, возможности сделать его доступным в будущем, сопряжен с борьбой.
Отсутствие определенности относительно круга этой информации не позволяет оценить необходимое и достаточное для себя в будущем, то есть не рождает понятие меры в производимом и обретаемом. Установки системы инстинктов готовят к будущему своим способом, пугают возможными негативными непредвиденными событиями, а разум не способен организовать безмерные и никоим образом не сориентированные процессы и действия.