Итак, управляющее действие инстинктов самосохранения вида позволяет человеку ограничивать агрессивные устремления. Но сами по себе эти устремления постоянно рождаются, так как связаны с неопределенностью относительно будущего, относительно смысла происходящего и направленности его изменений, главного и необходимого для его реализации, возможности сделать его доступным. Что заставляет инстинкт самосохранения инициировать свою активность и устремлять человека к большему и достижению наивысшего уровня качества.
Разум не способен организовывать безмерные и никоим образом не сориентированные процессы и действия. Организующее действие системы инстинктов рассчитано на реализацию устремлений, рождающих жизненные взаимоотношения и взаимодействия, в которых в качестве единственной меры заложена максимальная напряженность.
Опираясь на свой разум, вышедшие из вида стайных животных люди переняли от животных вторичные инстинкты, ограничивающие действие инстинктов первичных. К первичным инстинктам животного относится инстинкт самосохранения, когда каждый стремится захватить как можно больше, чтобы стать сильней. К вторичным инстинктам относится инстинкт самосохранения вида. Природа заботится о том, чтобы соплеменники не перегрызли друг друга, не отняли друг у друга еду до последней крошки. Виду, в частности стае это не нужно, даже самый сильный волк в одиночку не сможет загнать лося, в конце концов умрет с голоду, а вместе с ним, возможно, погибнет вид в целом.
На основе действия вторичных инстинктов построены все общепринятые нормы, устои верований, установки морально-этических комплексов. Они создают стабильность жизни, но не позволяют выстраивать обоснованную перспективу. Планы больше похожи на мечты, так как человек в первую очередь думает о том, с какими трудностями придется столкнуться, и постоянно ставит себя перед выбором. Оглядываясь назад, видит, что многое было сделано правильно, и можно было не волноваться. Но продолжает с не меньшим страхом смотреть в свое будущее. От страха никуда не деться, так как он является энергией, которой система инстинктов инициирует активность человека.
Для упреждения страхов требуется понимать закономерности, на основе которых существует и развивается окружающий мир. Надо учиться переосознавать длительные по времени развития события, их изменения в прошлом и в настоящем, чтобы, понимая причинно-следственные связи, выстраивать перспективу их движения в будущем. Проследить каждое событие человек не в силах. Обрести представление о наиболее общих закономерностях позволяет конструктивное мировоззрение. И тогда человеку, ведущему системный процесс переосознания событий во всех сферах жизни, формирующему представление о будущем, о перспективе жизни для себя, незачем инициировать себя животными устремленностями, не имеющими меры и являющимися неэкономичными.
Понимая, что и для чего делает, он может не ограничивать свои разумные устремления. Разумные устремления образуются с учетом возможностей самого человека и окружающей среды жизни, то есть с учетом внутренней и внешней реальности в ее конкретных проявлениях. Человек вместе с повышением уровня внутренней свободы обретает свободу действий.
Таким образом, мы проследили истоки, образующие эгоцентрическую структуру сознания, видения, мировосприятия, которая инициируется инстинктами первого рода, наиболее глубинными, и ограничивается инстинктами второго рода, имеющими отношение к близкому кругу, то есть к членам стаи.
На уровне рефлекторных связей животные устремленности первого рода воспринимаются, как аппетит и чувство голода в желудке. Что инициирует сток слюны, которая не успевает приготовиться и имеет горьковатый привкус голодной слюны. Правая сторона желудка и пищевода обжимается мышечными напряжениями в ожидании голодных болей.
Тормозящие их рефлекторные программы второго рода реализуются поддержанием состояния неприятия из-за пересыщенности, переполненности желудка и наличия огромного запаса за левой щекой. В неприятии пищевод и желудок приподнимаются, и за счет его сдавливания возникает ощущение переполненности. По мере снижения неприятия, пересыщенности и переполненности повышается степень ожидания аппетита и голодных болей. Стабильное же состояние достигается предельным неприятием, предельным напряжением имитации пересыщенности и переполненности, а также с помощью муссирования и удержания «нажеванного» прижатым к внутренней стороне левой скулы.
Человек как бы доказывает себе, что ему ничего не нужно, потому что даже некуда положить.
При снижении уровня реализации этих напряжений возникают «откатные» состояния. Это ожидание голодных болей в желудке и обильный сток голодной слюны из левой околоушной железы. Сток слюны ощущается рецепторами средней части левой стороны языка, как жжение. Обжигание активной, голодной слюной рецепторов этой части языка создает суетливое состояние, неуправляемый бег мыслей, желание что-то делать, куда-то бежать. А ожидание голодных (душевных) болей в желудке рождает на уровне реального сознания чувство неготовности к будущему, ожидание жизненных неприятностей. В итоге, человек ощущает неуправляемое состояние общего беспокойства, и потребность, стабилизировать происходящее в своем внутреннем мире.
Для стабилизации внутреннего состояния есть два способа, разумный и животный. Разумный способ заключается в проведении переосознания своих представлений о жизни и о лучшем для себя в будущем.
Животный способ заключается в неосознанном пережатии протока левой околоушной слюнной железы в районе левых крайних верхних зубов, в воссоздании напряжений программы противления. Человек стремится почувствовать готовность противостоять возможным неприятностям в будущем. По сути дела, возобновляет напряжения неприятия, «пересыщенности переполненности» и удержания запаса за левой щекой, которые стремился расслабить.