Мы пришли к выводу о том, что животные инстинкты мешают разумным устремлениям человека, но подавить их и не пользоваться ими он не может. Необходимо учитывать, что животное руководствуется инстинктами самосохранения и самосохранения вида. Инстинкты самосохранения являются инстинктами первого рода, и нацеливают на максимальное, агрессивное потребление. Инстинкты самосохранения вида являются инстинктами второго рода, и нацеливают на некоторое ограничение своих аппетитов. Они заставляют животное заботиться не только о собственной жизни, но и о жизни вида в целом. Ведь даже самое сильное, но одинокое животное не поможет спасти вид, и в конце концов тоже погибнет. Таким образом, природа естественного отбора предусмотрела действие ограничения агрессивного потребления.
Устремленный к лучшему для себя в будущем человек задолго до возможности ведения разумных преобразований научился использовать инстинкты в качестве инструментов для реализации животной смысловой идеи, направленной на продолжение жизни путем создания запасов, сохранения и экономного расходования. Необходимость выживать в тяжелых условиях заставила людей объединяться, и вносить определенные ограничения в свое поведение, не позволять откровенно проявлять животные нацеленности. Этическая сторона жизни стала играть все более важную роль в жизни общества. В связи с чем, постепенно сформировалась соответствующая структура мировосприятия человека. Образовалась готовность максимально проявлять старательность и регулирующее ее чувство долга. В старательности человек мог загнать себя в устремленности к большему и достижению наивысшего уровня качества. Чувство долга заставило переключить свое внимание, старательность и заботу на окружающих людей. Чувство долга есть не что иное, как подавленная жалость к себе. Человек заставляет себя забыть свои потребности и интересы, включаясь в гонку за «большим» и достижением высших результатов. Женщина посвящает себя семье, мужчина концентрируется на работе, и каждый уверен, что делает все возможное для продолжения жизни. Временами наступает усталость, и подавлять жалость к себе не хватает сил. Человек жалеет себя, хочет, чтобы окружающие оценили его беззаветное старание на благо других. Но окружающие видят его активность естественной, считая, что у него не может быть никаких других потребностей, кроме реализации чувства долга. Проходят годы, а человек так и остается один на один со своими не реализованными мечтами с чувством жалости к себе.
Чувство долга не имеет меры усилия, с которым оно реализуется. Человек, не жалея себя, ради близких старается сделать все, что в его силах. Точно также не имеют определенности и высоко превозносятся такие качества, как порядочность, доброта, справедливость и т. п. В то же время человек нетерпим ко всему, что нарушает установленные порядки, не вписывается в них. В процессе активности, определяемой чувством долга, человек наполнен избытком напряженности и возбуждения, клокотанием эмоций и чувств, но холоден и безучастен ко всем проявлениям, не вписывающимся в рамки установок морально-этических кодексов, общепринятого и положенного. Например, равнодушен к тем, кто не входит в круг «своего», то есть принадлежит другому виду, о благополучии которого не надо заботиться. Имея подобную систему мировосприятия, человек становится в определенной степени добрым и одновременно безразличным.
Опираясь на общепринятые принципы, готов быть полезным своими действиями, своим участием разбираться в конкретности жизненных и внутренних ситуаций окружающих его людей, происходящих вокруг него процессов. Долг, понятия и принципы общепринятого и положенного заменяют ему устремленность к познанию, осознанию сути происходящего, формированию представлений о будущем. И это естественно до тех пор, пока человек ощущает недостаток самого необходимого для продолжения жизни. В этот период его мало интересует процесс познания. Он больше занят учебой, движением по карьерной лестнице, созданием семьи, поиском нужных связей, чтобы иметь возможность реализовывать устремленность к большему и достижению наивысшего качества результатов. При недостатке самого необходимого человек руководствуется исключительно потребительским интересом, в этом и состоит его забота о будущем.
Таким образом, занятый пополнением запасов знаний, связей, впечатлений, материальных ценностей, уважения человек оказывается в неопределенности в своем видении относительно происходящего и будущего, перспективы своей внутренней и жизненной ситуации. Общепринятые принципы и положения заменяют ему мировоззрение, понимание основ строения мира, жизни и самого человека. С одной стороны, он является запрограммированным органическим роботом, в котором действуют рефлекторные программы, инициируемые установками инстинктов и животным мировоззрением. С другой стороны, действия рефлекторных установок и рождаемых ими устремленностей ограничивается морально этическими нормами, чувством долга и восприятием общепринятых положений, правил, принципов взаимоотношений. Таким образом, человек вынужденно использует в своей жизни действие инстинктов, инициируя себя к активности, и ограничивая ее.