Итак, мы пытаемся разобраться в том, как влияет процесс осознания на восприятие своего «Я». Восприятие собственного «Я» крайне важно для человека, потому что определяет характер его дальнейшей активности, смысловую нацеленность его мыслей и действий. Если человек отделяет себя от происходящего вокруг, считая себя не таким, как все, неважно, лучше других или хуже, «Я» превращается для него в точку опоры, которая формируется рефлекторными напряжениями и определяет эгоцентрическую позицию наблюдения и осознания. Дело в том, что он сравнивает те возможности, которыми обладает каждый, и пытается в чем-то превзойти остальных. Образуемая при этом эгоцентрическая позиция наблюдения является агрессивной, так как человек все время оценивает возможность бороться с тем, что не удовлетворяет его в себе и в окружающем, или копит силы для следующей атаки.
Если человек не видит смысла в том, чтобы сравнивать те качества, которыми обладает каждый, а устремлен развивать индивидуальные возможности разума, его интересует общность своего строения со строением окружающего мира и людей в нем. Ему важно понять закономерности, на базе которых существует и развивается окружающий мир, и найти свое отличие, свое предназначение, свою индивидуальность.Конечно, человек уже считает себя индивидуальным. Но индивидуальность управляемого установками системы инстинктов и управляемого системой разума имеет существенные отличия. Находясь под влиянием животной системы, человек пребывает в позиции «участника», в эгоцентрической позиции наблюдения. Его индивидуальный взгляд охватывает ограниченное пространство, и не способен учитывать многое из того, что происходит буквально рядом. Он оценивает происходящее на свой вкус и это не всегда отвечает реальности.Руководствуясь системой разума, наблюдая и осознавая происходящее «от общего», человек пребывает в позиции «наблюдателя». Он строит в своем видении модель жизненной ситуации во всей ее полноте. Его индивидуальный взгляд оценивает не только непосредственно интересующую ситуацию, но и действующие зависимости и влияния. Учитывая их, он становится способным предвидеть ход дальнейшего развития ситуации и содействовать изменению к лучшему в ней. Итак, устремляя себя развивать индивидуальные возможности разума, человек систематически возобновляет новизну в мировоззрении и представлениях о лучшем для себя. В этом случае «Я» является итоговым состоянием, образующимся восприятием окружающего мира, людей и самого себя, и не имеет конкретной точки приложения. Человек ощущает «своим» все, чего касается его мысленный взор, ведь он ищет общее. Эгоцентрическая позиция в сознании замещается позицией бесцентровой, то есть появляется возможность выстраивать перспективу каждой составляющей жизни, идя «от общего к конкретности жизненной ситуации». Что способствует расслаблению рефлекторных напряжений, увеличению уровня внутренней свободы и проявлению более совершенных возможностей разума. Расслабление происходит по мере того, как человек становится к нему готов сам и подготавливает условия во взаимоотношениях с партнерами. Поэтому никаких неожиданных и резких изменений в нем и в его жизни не происходит.
И все-таки человек тяжело расстается со своими привычками. В процессе откатных состояний возникают сомнения в том, что ему понравится смена структуры наблюдения и осознания, возникает ожидание неприятных изменений во внутреннем состоянии. Сомнениями, неприятием и ожиданием он неосознанно инициирует весь комплекс животных состояний ожидания. Расслабление прекращается, и рефлекторные программы одна за другой в строгой последовательности проявляются в его сознании и теле. Возникают напряжения собранности, настороженности, сверхчувствительности, а так же, как в любом состоянии ожидания, режим «экономии энергии и сдерживания активности». Естественно все это способствует возрастанию уровня избыточности. Человек чувствует себя хуже, чем до принятия новых и более совершенных идей. Вместо повышения уровня внутренней свободы в нем усиливается напряженность. В дальнейшем это чаще всего приводит к разочарованию в разумных преобразованиях, к дискредитации новых идей. Незаметно для себя, концентрируя свое внимание в состоянии настороженности и сверхчувствительности относительно происходящего внутри себя, он вновь возвращается к эгоцентрической структуре сознания. Внимания, занятого реализацией животных состояний, не хватает для наблюдения картины жизненного процесса во всей его полноте. Сконцентрированный на своем внутреннем мире человек не в состоянии осознавать всю полноту происходящего во внешней сфере жизни. В конце концов, он вообще теряет возможность осознавать происходящее «от общего», опираясь на бесцентровую структуру мышления и видения. Кроме того, действиями системы инстинктов неосознанно инициирует напряжения муссирования «нажеванного» за левой щекой в поиске позитивных изменений в своем внутреннем мире. Поиск позитивных изменений происходит путем отыскания негодного и уничтожением его. Движение к лучшему реализуется путем борьбы с худшим, на поиск которого нацелено внимание.
Необходимо учитывать, что человек тяжело отказывается от своих привычек, потому что пытается оценить свое будущее состояние, исходя из текущей избыточности. Другими словами, пытается заглянуть в будущее, находясь под управляющим действием животной системы. Человек забывает, что животная смысловая нацеленность устремляет к сохранению существующего неизменным. Неизвестно, удастся ли поймать добычу, а текущая избыточность израсходуется. Конечно, в будущем может быть гораздо хуже. Поэтому важно научиться не поддаваться сомнениям, и сразу проводить переосознание своих представлений о жизни и о лучшем для себя в будущем, чтобы вернуть управляющее действие системе разума. А потом разумным путем строить перспективу.