Итак, руководствуясь установками системы инстинктов, человек может проявлять только потребительский интерес, то есть интерес, связанный с обретением с целью пополнения запасов, обеспечивающих продолжение жизни. В отличие от интереса созидательного интерес потребительский инициируется генерациями страха перед приближением окончания жизни и страха за себя, поэтому заставляет брать как можно больше и как можно быстрей. Но при этом обретение нового в процессе реализации сторонних интересов позволяет ему гасить генерации страха и не чувствовать его.
Еще раз вернемся к процессу откатных состояний, возникающих в сознании, когда человек пытается инициировать свою активность интересом к ведению жизни. Страх, идущий с уровня физиологических связей, разрушающий стабильность во внутреннем мире, вызывающий беспокойство в сознании, делает человека недееспособным. Это тот самый страх, с помощью которого человек многие годы инициировал себя к активности, и теперь его энергии надо найти разумное применение. Если человек не ведет переосознания своих представлений о жизни и о лучшем для себя в будущем, то ему трудно справиться с неравновесностями во внутреннем состоянии, которые инициируются избытком энергии.От мысли о будущем буквально опускаются руки, человека пугает старость и дряхлость. Он вновь устремляется к сторонним интересам. Настолько увлекается потреблением всего, начиная от информации, оканчивая материальными ценностями, что не считает для себя возможным отвлекаться на изменение мировоззрения, чтобы возобновлять интерес к жизни в будущем. Действительно, справиться одному с этим крайне тяжелым состоянием, когда при возобновлении интереса к жизни возникает страх, сложно. Поэтому надо обязательно разговаривать с партнерами, задавать вопросы, делиться своим состоянием. Иначе страхи измотают и заставят восстановить избыток.
Кроме того, человек не может не работать и не общаться с людьми. Отчего его сознание все более переполняется страхом, направленным на возобновление жизненной активности, необходимой для реализации текущих действий в своей жизни и своего участи в жизни других людей. Этот страх перегружает человека беспокойством, рождая состояние физиологической жалости к себе. При необходимости участия в жизни близкого физиологическая жалость к себе ощущается, как жалость по отношению к тому, кому он стремится помочь. Необходимо понять, что страх за судьбу близкого является тем страхом, который поднимается из глубин инстинктов человека (страх перед приближением окончания собственной жизни). Его уровень не связан с неприятностями, возникшими в жизни близкого. Страх усиливается, в связи с тем, что человек в данной ситуации вынужден запрещать себе привычные сторонние интересы, и приводит себя в активное состояние, инициируя в сознании животный страх. Именно поэтому, оказывая помощь, хочет, чтобы у партнера все закончилось положительно и как можно быстрее. Тогда он сможет вернуться к своим сторонним интересам и не придется в столь значительном объеме генерировать в себе страх перед приближением окончания собственной жизни. Он сможет сторонними интересами гасить генерации откровенного страха. Именно поэтому люди отворачиваются на улице от того, кто попал в беду, мало кто готов сделать что-то полезное. Возникает потребность буквально не смотреть, а потом не думать о несчастье лишь для того, чтобы вновь обрести возможность возобновлять свою активность с помощью интереса, пускай и потребительского, и тем содействовать снижению уровню страха в сознании.
В том случае когда человек ведет процесс переосознания и возобновляет новизну в мировоззрении и представлениях о жизни, он устремлен искать возможность изменений к лучшему в каждой жизненной направленности. Действуя конструктивно, в своих интересах, в интересах своей жизни, он постепенно все глубже разбирается в устройстве жизненной ситуации, окружающего мира, происходящего и существующего внутри себя. Устремленный быть системно и реально полезным он включает в свой жизненный процесс всех тех людей, от которых зависит его жизнь, и тех, кто зависит от него. Эти люди являются частью жизнеобразующих процессов, которые оказывают существенное влияние на продление его жизни. Избыток энергии, накопленный за годы жизни и выделяющийся в откатных состояниях, человек тратит, выстраивая перспективу по каждой жизненной направленности, отыскивая возможность изменений к лучшему. Что позволяет ему инициировать всю свою активность интересом. Это касается системной помощи.
При возникновении неприятностей у близких человек ощущает в себе способность своими действиями помочь произвести изменения к лучшему. Нельзя сказать, что он не испытывает жалости. Пока человек живой, в нем существуют все без исключения эмоции. Но они не являются определяющими при реализации полезных действий. Даже в тяжелых обстоятельствах, участвуя своими действиями в жизни близких и знакомых, человек в первую очередь переводит управляющее действие от системы инстинктов к системе разума, чтобы принести реальную пользу, а не кипеть генерациями страха и беспокойства. Он обретает состояние интереса, позволяющего ему оказаться полезным в кардинальном изменении негативной ситуации в сторону ее более совершенного уровня.
Таким образом, и в системных взаимодействиях, и в острой негативной ситуации человек стремится не впадать надолго в животное состояние жалости, чтобы не тратить драгоценное время, а быть полезным. По возможности устранив взаимодействие с источником опасности, стремится как можно быстрей передать управляющее действие системе разума и приступить к поиску реального выхода к лучшему. Найти прямой путь к лучшему способен только разум, который использует в качестве источника активности только не избыточное состояние интереса.