Итак, человек пытается инициировать свою активность интересом к процессу жизни и сталкивается с генерациями откатных страхов. Отличить один страх от другого, когда его генерации переполняют сознание, нельзя. Чисто физиологические страхи, связанные с оттеканием ротовой полости, он принимает за те страхи, которые неосознанно использовал для приведения себя в активное состояние. Выделить страхи и найти причины их возникновения помогает процесс переосознания своих представлений о жизни и о лучшем для себя в будущем. В процессе переосознания происходит передача управляющего действия от животной системы к системе разума. Этим человек переводит себя из позиции ведомого обстоятельствами «участника» в позицию «наблюдателя», способного анализировать происходящее. Необходимо учитывать, что в позицию «участника» человек попадает сразу, как только теряет инициативу и поддается обстоятельствам. По умолчанию управляющее действие всегда переходит к системе инстинктов. Процесс переосознания нацеливает мысль на осознанные, целенаправленные изменения к лучшему в любом из жизненных направлений. Было бы странно искать «лучшее» в сложившейся в каждой направленности ситуации, пугая себя генерациями страха. Страх в любом случае является конкретным проявлением страха перед приближением окончания жизни или страха за себя. Нацеленный на поиск «лучшего» человек может инициировать свою активность только интересом, ему не нужны излишки энергии, которые придется сразу тратить. Критерием способности инициировать свою активность интересом к производимому является пребывание в позиции «наблюдателя». Наблюдатель устремляет свою мысль на создание новизны в мировоззрении и представлениях о жизни, то есть ищет возможность изменений к лучшему в каждой возникшей жизненной ситуации.
На первых порах кажется безнравственным проявление интереса, а не жалости и сочувствия к проблемам и неприятностям в жизни окружающих людей. Человек привык испытывать интерес к потреблению. А что можно извлечь из неприятности? С привычной животной точки зрения это означает воспользоваться слабостью соплеменника и отнять у него кусок пищи, этим ослабить его позицию. Что противоречит морали.Выход из затруднительной ситуации помогает найти устремленность быть системно и реально полезным. Именно эта устремленность заставляет человека впервые серьезно задуматься о разной основе интереса к обретению, обладанию чем-либо и интереса к процессу ведения жизни путем познания и развития индивидуальных возможностей разума.
Управляемый установками животной системы человек привык не думать о смысле жизни в будущем, о главном для себя, о необходимом и достаточном. Для него основным способом продолжения жизни является создание всевозможных запасов, включая запас знаний. Система разума нацеливает человека на ведение жизни к более совершенному состоянию, которое однозначно благоприятно влияет на жизнеспособность организма, всех его систем и структур, то есть создает условия, содействующие продлению жизни. Если обстоятельства вынуждают человека, управляемого животными установками, думать о будущем, он активизирует себя страхом, проявляющимся в виде беспокойства и сдерживаемого отчаяния от ощущения генераций страха перед приближением окончания жизни. Он с интересом думает о запасах, об отдыхе и развлечениях. Но стоит подумать о жизни в будущем, возникает беспокойство, которое является проявлением генераций страха на уровне реального сознания.
Подобным же образом в сознании возбуждается беспокойство, когда появляется необходимость подумать о своем здоровье. Животные установки не нацеливают человека вести к лучшему происходящее в собственном организме и сознании. Забота об этом отражается лишь отдельными всплесками мыслей, состояний, настроений в ответ на боли или другие неприятные ощущения. Отсутствие единого комплекса внутреннего мира не рождает возможность целенаправленно ориентировать его в сторону изменений к лучшему. Ощущение отдельных внутренних физических и психических деформаций вызывает беспокойство, и даже страх за себя, который является конкретным проявлением страха перед приближением окончания жизни. Ведь неизвестно, что последует в следующее мгновение, где возникнет боль.
Подобным же образом не рождается интерес относительно помощи во взаимоотношении с окружающими, близкими, знакомыми, партнерами. Конечно, люди помогают друг другу, но эта помощь, как правило, является ответом на просьбу. Человек в точности выполняет то, о чем его просят. Либо проявляет инициативу, выбирая из общепринятых вариантов помощи тот, который ему ближе. Инстинкт самосохранения вида позволяет тратить энергию, так как однажды ему самому может потребоваться помощь. Но эти затраты должны быть временными, не более 2-3 месяцев. Отсутствие интереса к участию по жизненным связям вызывает беспокойство. Невзгоды в жизни близких и знакомых инициируют чувство жалости к ним и желание что-то делать. Под влиянием жалости человек становится суетливым и бесполезным. Ему кажется, что он жалеет того, кому плохо, а на самом деле жалеет себя из-за того, что приходится терпеть страх, который возбуждает в себе для проявления необходимой в данном случае активности.
Таким образом, мысль о безнравственности проявления интереса к невзгодам близких людей является следствием проявления в сознании человека животных инстинктов. Изменить ситуацию, вывести партнера из неприятности можно, только применив нестандартное решение, на которое система инстинктов не способна.