В предыдущих текстах были подробно рассмотрены две причины, по которым человек боится приступать к разумным преобразованиям. Первой из них является боязнь не суметь охватить всю полноту своих потребностей и интересов, если вести осознание и наблюдение «от общего к конкретности». Мы уже выяснили, что опасаться пропустить важную потребность не надо. Разум устремляет изменять не все подряд, а лишь те потребности и интересы, результаты которых не удовлетворяют человека. Либо те, изменение к лучшему в которых может оказать позитивное действие на темп и полноту реализации главного в жизни. Другими словами, разум не пропустит реальной потребности. Он может не привлечь внимание к той потребности, которая не имеет под собой основания, то есть является желанием, по ней не образуется однозначности видения. Вроде хочется, а вроде и нет. С наступлением зимы человек обязательно позаботится о теплой обуви. Другое дело, если обуви столько, что трудно выбрать и хочется чего-то новенького.
Второй причиной по которой человек сомневается в том, что у него хватит времени и внимания для более широкого осознания происходящего и создания правильных представлений о будущем, является привычка концентрировать внимание на всем, вплоть до мелочей. Концентрацией человек сам отвлекает свое время и внимание. Перегруженный текущими делами он сомневается в том, что, осознавая картину жизни «от общего», ничего не упустит. Так его мысль и ходит по кругу от концентрации к сомнениям, от сомнений к концентрации.
Третьей причиной, оказывающей мощное сдерживающее действие на процесс наблюдения «от общего к конкретности», является ощущение собственной исключительности. Раз он отличается от других людей, значит, ему нечего искать полезного в наблюдении от общего. У него нет ничего общего с другими людьми. Представление о своей исключительности образуется в связи с ошибочным пониманием своей индивидуальности. С детства человек ищет отличия в своих возможностях и суждениях от возможностей и суждений окружающих. Он находит эти отличия, и приходит к заключению, что устроен не так, как другие. В дальнейшем устраивает жизнь сообразно своему вкусу и интуиции. Он перенимает у окружающих то, что понравилось. Причем делает это без понимания, что и для чего ему необходимо, а берет от каждого что-либо на свой вкус. Так образуется ощущение исключительности своей жизненной ситуации, будто бы построенной по другим законам, нежели все вокруг.
При этом человек не осознает, что его вкус и интуиция формируются одинаково устроенным в людях аппаратом инстинктов, рефлекторными программами и реакциями. Его индивидуальное строение образовано теми же общими законами, что и структуры окружающих людей и строение окружающего мира. Лишь незначительные изменения пропорций в проявленности строения образуют его отличия, его индивидуальность. Если бы на землю прилетели инопланетяне, то при первом знакомстве не смогли бы отличить одного человека от другого. Необходимо учитывать, что человек воспринимает в себе неуправляемые потоки чувств, которые не имеет возможности во всей полноте контролировать. То изменится настроение, то покраснеет, то разозлится, то обидится. Раз не может контролировать, значит, относит их к неопределенностям. Но любые неопределенности действиями системы инстинктов образуют ожидание вреда и ущерба, и заставляют постоянно бороться с их проявлениями. В итоге человек начинает бояться своей неуправляемости. Он стесняется разговаривать с окружающими о происходящем внутри себя. Но и они тоже не говорят с ним об этом. Каждый остается один на один с собой и своими мыслями. Только по этой причине ему кажется, что его внутренний мир не совместим с внутренним миром окружающих. На самом деле внутри любого человека бушуют ураганы, каждый сжимает себя напряжениями собранности, всех волнуют одни и те же неразрешимые внутренние проблемы. Каждый боится поведать о них тому, кто рядом. Боится потому что считает, что его не поймут те, у кого подобное в сознании не происходит. Люди не подозревают, что у тех, кто находится рядом, во внутреннем мире происходит то же самое.
Дело в том, что система инстинктов реагирует не на разумные команды, а в ответ на не устремленность разбираться с жизненными неопределенностями. Другими словами, реагирует не на то, что человек продумал и решил, а как раз наоборот, о чем не удосужился подумать, не образовал однозначного видения. В связи с этим, человеку кажется, что действия инстинктов реализуются беспричинно, то есть неуправляемо с его стороны. В то время как, программы инстинктов срабатывают в ответ на умолчание. Человек не управляет своей мыслью, процессом наблюдения, осознания, осмысления происходящего и включается управляющее действие системы инстинктов.
Таким образом, если человек пребывает под управляющим действием системы инстинктов, то в основе восприятия его исключительности всегда лежит непонимание сути и причин происходящего внутри себя. Ощущение специфичности своей жизненной ситуации образуется тем, что все в своей жизни он создал сообразно интуиции и вкусу, Человеку, опирающемуся в мышлении на интуицию и вкус, все свои действия кажутся специфичными. Таким же специфичным кажется и построение мысли. Не потому, что оно отличается от построения мысли другого человека, а потому что он не осознает причин, послуживших основанием для выбора решения в отношении будущих действий. Если бы человек прослеживал реакции инстинктивных программ в период подготовки решения, то ощущал бы действие одних и тех же установок, опирающихся на одни и те же идеи животного мировоззрения. Он смог бы отчетливо почувствовать, что все устремления нацеливают его взять как можно больше и как можно быстрей, а затем отдыхать.