Итак, если человек пребывает под управляющим действием системы инстинктов, то в основе восприятия его исключительности всегда лежит непонимание сути и причин происходящего внутри себя. Ощущение специфичности своей жизненной ситуации образуется тем, что все в своей жизни он создал сообразно интуиции и вкусу. Человеку, опирающемуся в мышлении на интуицию и вкус, все свои действия кажутся специфичными. Таким же специфичным кажется и построение мысли. На самом же деле все его мысли и действия являются проекцией общих закономерностей устройства инстинктов, использования вкуса и интуиции при выборе решений относительно жизненных целей, функций и задач. Если бы человек прослеживал реакции инстинктивных программ, то ощущал бы действие одних и тех же установок, опирающихся на одни и те же идеи животного мировоззрения. Мог бы отчетливо почувствовать, что все устремления нацеливают его в любом взаимодействии взять как можно больше и как можно быстрей, а затем отдыхать. Даже если это взаимодействие касается помощи близкому, в сознании человека неосознанно «включается счетчик», который отсчитывает потраченные силы, время и внимание с учетом того, что в нужный момент получит компенсацию, когда помощь потребуется ему. То же самое происходит в рефлекторном аппарате всех окружающих его людей. Разница в выборе варианта последующего действия состоит в том, что каждый человек находится в конкретной точке и ведет свой собственный жизненный процесс. Этим и определяется отличие его потребностей и интересов. Даже муравьи не кидаются все сразу на мертвую гусеницу, а приближаются к ней сообразно исполняемой каждым из них функции. Одни начинают свои действия раньше и подходят к добыче со своего ракурса, другие подтягиваются позже. Каждый муравей занимает определенный объем и это определяет конкретность приложения его возможностей и действий. В этом нет признаков исключительности, все муравьи одинаковы, но в каждый момент времени каждый из них действует по-своему, выполняет свою функцию. В результате добыча достается всем и муравьи не калечат друг друга.
Люди, имеют разные потребности и интересы, по-разному действуют, но разница определяется лишь тем, что их мир беспредельно многообразен. Опираясь в выборе направленности своих мыслей и действий на интуицию и вкус, значит, на рефлекторные программы, программы инстинктов, они в большей мере становятся похожи на роботов, действующих по одинаковой программе. Таким образом, человек тем больше схож с большинством окружающих, чем в большей степени ощущает исключительность своего строения и специфику своей жизненной ситуации. Чем в большей степени видит свое устройство и строение своей жизненной структуры не подчиняющимся тем закономерностям, на основе которых живут другие люди и существует окружающий мир, тем в большей степени опирается на свой вкус. А опора на вкус свидетельствует об использовании рефлекторных реакций в качестве управляющего действия. Следовательно, в своей основе такой человек слишком мало отличается от большинства людей. Все отличие заключается в использовании многообразия предоставляемых современным обществом вариантов для ведения жизни. Он просто выбирает свой вариант, строит дом на свой вкус, путешествует в разные страны, покупает разные автомобили. Понимание основ строения рефлекторной базы позволяет человеку, вступившему на путь преобразований, осознать себя частью живого, которое подчиняется общим законам строения мира, жизни и самого человека. Использование при наблюдении и осознании способа «от общего к конкретности своей жизненной и внутренней ситуации» дает все более глубокое понимание общности своего строения с окружающими людьми и окружающим миром. Человек видит, что его волнуют те же проблемы, что и других людей. Ему также трудно найти взаимопонимание с людьми, трудно понять себя, справиться с перепадами настроения, с возникновением неожиданных желаний.
Он устремляет себя быть системно и реально полезным, чтобы в большей степени использовать индивидуальную проявленность общего в себе в полезных действиях для себя и окружающих, и меньше отделять себя. По мере того как человек все больше использует свою индивидуальность в полезных действиях для окружающих, а не просто демонстрирует ее, внешняя сфера жизни перестает быть чужеродной. А в нем все больше проявляется потребность наблюдения и осознания «от общего к конкретности».
На уровне рефлекторных связей состояние исключительности реализуется поддержанием программы «пересыщенности переполненности». Человеку нечего почерпнуть из окружающей жизни, так как он подчиняется другим закономерностям. Свой исключительный порядок и запасы реализуются в виде имитируемого «нажеванного». Для создания равновесности все, находящееся во внешней сфере жизни, отталкивается общим неприятием ко всему вовне. При изменении способа наблюдения и осознания, перехода к осознанию «от общего к конкретности ситуации» происходит расслабление рефлекторных напряжений. Вслед за ним возникают «откатные» состояния.
В первую очередь расслабляется правая сторона и возникает подташнивание. Оно связано с тем, что пережатые длительное время желчные протоки переполнились желчью, которая не успевает выводиться естественным путем, и вызывает чувство горечи и подташнивания. Подташнивание усиливает неприятие ко всему вовне.При расслаблении левой стороны возникает страх за жизнь из-за возможности подавиться и задохнуться имитируемым «нажеванным». Далее возникает ожидание ослабления и жалость к себе.
На уровне реального сознания все эти физиологические проявления рождают беспокойство о происходящем внутри себя, о здоровье, ощущение внутренней неуправляемости. В связи с чем, человек пугается и снова концентрирует внимание во внутреннем мире, на своей исключительности. Это снова инициирует устремленность осознавать происходящее в жизни привычным эгоцентрическим способом от себя наружу.