Занятый привычными для себя делами человек через короткое время в некотором смысле становится похож на зомби. Он может сменить обстановку вокруг себя, съездить в путешествие, сменить квартиру или сделать ремонт, может поменять работу. Но как быть с окружающими людьми, особенно с теми, кто постоянно находится рядом. Он перестает удивляться тому, что его окружает, перестает им интересоваться. В том числе теряет интерес к окружающим людям. Даже меньше разговаривает, так как говорить приходится либо об одном и том же, либо о стихийных бедствиях и политической нестабильности. Люди не помогают друг другу решать проблемы. Ведь их внимание занято информацией, почерпнутой из СМИ, и его не остается для возобновления новизны в мировоззрении. Они дают друг другу советы, которые слышали не один раз. Советы давно себя изжили, устарели, ведь жизнь в отличие от устремленности человека сохранить ее неизменной не стоит на месте. К старости он становится ворчуном, так как неприятие уже не удается сдерживать и подавлять, оно переполняет сознание и становится основным параметром оценки происходящего и существующего в жизни.
Животная смысловая идея заставляет сохранять существующее неизменным. Но неизменность в себе и в жизни, к которой человек стремится под действием установок животной управляющей системы, обманывает его. Человек неосознанно продолжает выживать в среде, где на самом деле хватает всего для продолжения жизни, пребывает в режиме «экономии энергии» в ожидании наступления крайней необходимости для инициативной активности. Успокоенный отсутствием изменений он становится инертным. Его разум, обедненный необходимой информацией об изменениях, происходящих в более широких временных пределах, становится бездеятельным. Его мысль, опираясь на короткий временной радиус осознания происходящего в жизни, обегает лишь узкий круг привычного, круг насущных проблем, текущих дел. Человек живет с ощущением, что ничего в нем и в его жизни не изменяется. В этом состоит ожидание крайней необходимости для реализации инициативной активности. Наконец, наступает момент, когда в организме или в жизненной ситуации происходит нечто непредвиденное, например, болезнь или неприятности с кем-то из близких, а сил для воссоздания чувства самоуспокоения не хватает. Непредвиденное событие настолько пугает человека, что он не в силах воссоздать нужный избыток энергонасыщенности и подавить страх. В этот момент его мысленному взору открывается бесперспективная картина реальности жизни. Человек видит то, что всю жизнь старался не замечать. Он будто бы просыпается, выходит из комы и видит проблемы с детьми, с собственным здоровьем, во взаимоотношениях с людьми и прочее. В нем просыпается неукротимая устремленность что-то делать, изменять, реорганизовывать. Но одновременно ощущается неготовность к этому и отсутствие времени на воссоздание нужной готовности. В этот период становится многое понятно о жизни, о себе, но зачастую он уже ничего не успевает изменить кардинально.
Что же мешает человеку вступить на путь разумных преобразований, не дожидаясь наступления крайних ситуаций?Мешает избыточность, но не сама по себе, а сопровождающие ее откатные состояния, которые периодически создают ощущение беспокойства и даже страха в сознании. Человек боится страха. Кажется, что страх может свести с ума и даже убить. На самом деле человека убивает не страх, а те рефлекторные напряжения, с помощью которых он борется со страхом внутри себя, задавливая в себе его проявления. Страх несет информацию о негативных процессах, начинающихся в жизни или внутри организма, либо о тех, которые, возможно, начнутся в будущем. Страх — это активность, которую вырабатывает организм для реализации необходимых действий с целью преобразования тех процессов, которые вызывают беспокойство. Животная система инициирует генерации страха, чтобы с помощью вырабатываемых избытков энергии оптимизировать порядок, изменить направленности негативно развивающихся процессов. То есть победить врага или убежать от него. Человек не вступает в рукопашную с болезнью или жизненной проблемой. Он старается страх сразу подавить, использует энергию страха для создания генераций, компенсирующих, заглушающих информирующее действие страха. Он сдерживает ту жизненную активность, которую страх приносит в его тело и сознание для обретения способности преобразовать внутренние или жизненные процессы и ситуации.
Бояться страха заставляют установки животной управляющей системы. Животное не может преобразовывать условия своих взаимоотношений с окружающей средой жизни, поэтому негативные проявления внешнего мира для него неизменны, неустранимы. Животное может либо противодействовать, либо убежать от них, спрятаться. Переполняемый в молодости избытком активности человек пытается бороться со всем, что ему не нравится в себе и в жизни. Он довольно легко меняет жизненные привязанности, работу, место жительства, уверенный в том, что в другом месте и с другими людьми все получится. К зрелости, когда сил становится меньше, характер взаимодействия с не нравящимся меняется. В большей мере он стремится уйти от столкновения со страшным, не думать о нем, удерживая свою мысль в узком круге привычных дел, не влияющих на возможность продолжения жизни. За годы жизни он понял, что большинство жизненных вопросов борьбой не решается, и предпочитает уходить от проблем, не замечать их. Терпит до последнего, чтобы наконец что-то предпринимать.