Итак, человек, который ощущает неосознанное неприятие ко всем и ко всему (брезгливость), реагирует на обстоятельства, вызывающие генерации страха, как животное в среде дикой природы. Как только становится страшно, он либо замирает, либо начинает суетиться. В любом случае стремится подавить страх, которого боится.
В отличие от животного, которое может убежать от более сильного хищника, человеку некуда бежать от своих мыслей. Он реализует свои взаимоотношения с обществом, которое имеет одинаковый порядок в каждой своей точке, проявляется одинаковыми свойствами и действиями. Среду жизни человека образуются одинаково устроенные люди. Если что-то не получается во взаимодействии с окружающими людьми, подобным же образом взаимоотношения не будут складываться с кем угодно. В том случае когда человек не умеет находить согласие и входить в соответствие с происходящим в своей жизненной ситуации, то, сколько бы он ни пытался менять место жительства, круг знакомых, гражданство, в его жизни будут рождаться одни и те же проблемы. В любом месте, в любой ситуации и обстановке он будет повторяться и как говорится «наступать на одни и те же грабли». Причиной этому является боязнь страха.
Животная боязнь страха не позволяет человеку свободно осознавать происходящее внутри себя, понимать причины и смысл своих потребностей и интересов. По этой причине он невольно становится не способным изменять направленность индивидуальных возможностей разума и линию своей жизни. Страх заставляет создавать и постоянно поддерживать непроницаемую преграду между внутренним состоянием и производимым в жизненных взаимоотношениях и взаимодействиях. В связи с чем, внешняя сфера жизни отделяется от жизни в малом круге, и действиями системы инстинктов определяется, как злонаправленная, чуждая.
Непонимание происходящего внутри себя, неспособность по изменениям внутренних состояний, по качеству и характеру приходящих мыслей, настроений, тональности эмоционально-чувственного состояния, судить о воздействии на свой организм того, что производится собственными действиями, лишает человека возможности ориентироваться в лучшем для себя в будущем.
Неспособность оценить конечный смысл производимых действий делает не интересными любые изменения. Его не наполняет устремленность к преобразованиям существующего в себе и в жизни. Образующееся в окружающем мире новое, лучшее, более совершенное, притягивает внимание, рождает желание испытать это новое в своей жизни и на себе. Но, вводя новое в свою жизнь, человек не видит смысла взаимодействовать с ним, изменять под его влиянием то, что существует. Новое для него, это добавление к тому, что уже имеется. Он пробует новые ощущения, но действительно ли ему от этого хорошо, не знает. Ведь человек боится заглянуть в происходящее внутри себя и в свое будущее. Он не знает, что делать, если столкнется с неопределенностью и боится этого. Поэтому не может найти отклик в своем внутреннем мире в отношении множества нового, образующегося в жизни. Не ощущая отклика (особого интереса), являющегося проявлением ориентации своей индивидуальности, человек не хочет развивать какую-либо область взаимоотношений с образующимся в жизни новым. Он собирает всего понемногу, чтобы не отставать от окружающих. Поэтому наполнение зрелого человека, как правило, больше похоже на склад, где вещи удобно расставлены и не мешают движению. То же самое происходит с его жизненными связями. Они образовались под действием обстоятельств, постепенно к ним добавились новые, затем опять же под давлением внешних обстоятельств кто-то ушел из его жизни.
В итоге человек представляет свою жизнь, как неизменный внутренний мир и пространство общения в жизни. Все это представляется ядром, вокруг которого формируется все остальное. Происходящее в своей жизни он воспринимает таким же неизменным, как и во внутреннем мире. Человек постоянно охраняет его от деформирующего действия новых жизненных обстоятельств, и в то же время постоянно расширяет за счет присоединения нового, рождающегося в цивилизации. Быт и жизненная структура зрелого человека являет собой музей, одни из экспонатов которого обретены в юности, другие соответствуют последним достижениям техники. В бездействии соседствуют старый патефон и современный проигрыватель. Пользуется человек ими в минуты тоски, чтобы отвлечься. В тоску он впадает с определенной периодичностью, так как ко всему привык, а искать новое в уже известном, переосознавать свои представления о жизни боится. Таким образом, человек не способен вести свою жизнь, если не учится оценивать качество происходящего внутри себя. Он боится нарушить смысловую нацеленность животной системы, поэтому стремится сохранить происходящее в себе и существующее в жизни. Человек способен прибавлять к своим запасам новое, рождающееся в цивилизации, и оберегать его от деформирующего действия обстоятельств жизни. Не имея возможности понимать происходящее внутри себя, он не имеет представления о направленности своих индивидуальных возможностей. Для этого нужно ощущать отклик внутреннего состояния на происходящее во взаимоотношениях с людьми. Но боязнь возможных неопределенностей внутри себя пугает, они кажутся неразрешимыми. По этой же причине ему одинаково не интересно все, что происходит в жизни окружающих людей, в том числе близких. Наблюдаемое в жизни ему необходимо только для того, чтобы, осуждая, обретать ощущение собственного совершенства. С помощью него гасить страх неуверенности относительно правильности и полноты производимого. Страх неуверенности является конкретной проекцией страха перед возможным окончанием жизни.