Итак, осознанное ведение жизни начинается с того, что человек не воспринимает окружающий мир злонаправленным по отношению к себе. Он не оценивает происходящее и существующее с позиции отношения, то есть на вкус. Переосознавая свои представления о жизни и о лучшем для себя в будущем, человек, считая себя неотъемлемой частью окружающего мира, сверяет изменения в себе и своей жизни с общими закономерностями, согласно которым окружающий мир живет и развивается. В связи с чем, постоянно корректирует свои взгляды, уточняет представление о лучшем для себя в будущем. Подобная смена привычных установок не воспринимается им, как собственная беспринципность. Наоборот, это свидетельствует об отсутствии привыкания, «замыливания» взгляда. Проявление инициативы в процессе мышления упреждает действие установок системы инстинктов, следовательно, упреждает неприятие. А это означает, что человек освобождает свой организм от тяжести животных генераций и напряжений.
В том случае, когда человек не ведет осознанный образ жизни, то есть воспринимает среду жизни отдельно от себя, для него она становится злонаправленной. Такое отношение инициирует в его сознании животная система, которая по умолчанию разума определяет отношение к внешней сфере согласно своим установкам. Отделение себя от происходящего в окружающем мире не позволяет создать базу для формирования конструктивного мировоззрения, для возможности определять структуру и характер своих действий в будущем, готовить к будущему внутренние возможности и условия своих взаимодействий. Кажется более простым и лучшим для себя заботиться о своем здоровье так, как это делают все. При этом с помощью рефлекторных напряжений обязательно компенсировать страх сомнений относительно происходящего внутри себя. Человек привычно их воспроизводит и не замечает затрат энергии, наоборот, избыточное состояние кажется ему естественным. Следствием отсутствия конструктивного мировоззрения является неготовность информационной системы. Думать о будущем и оценивать качество происходящего внутри себя представляется тяжким трудом. Когда человек пробует это делать, он не может сразу получать точные ответы и бросает это занятие, считая его бесперспективным. Он понимает, что развивать информационную систему надо, но считает это дело затратным. Система инстинктов не позволяет думать о будущем и неизвестно, сумеет ли он компенсировать потраченное время и внимание.
Конечно, для того чтобы процесс мышления стал продуктивным, а ответы полноценными и полезными, нужен опыт. Человека пугает дистанция во времени, которая отделяет его от возможности управлять происходящим внутри и организовывать необходимое и естественное для себя состояние, то есть обеспечивать сохранность своего здоровья. Подчиняясь страху за жизнь и желанию как можно быстрее сделать все для своего здоровья, он продолжает привычно накачивать в себе избыточность. Эта избыточность снова не позволяет организовать и совершенствовать информационные структуры разума. Так человек, управляемый установками системы инстинктов, оказывается в замкнутом круге, оставляя не задействованными структуры разума. Хотя мог бы опереться на них и постепенно научиться восстанавливать оптимальность внутренних состояний. Это занятие не отнимает внутренние ресурсы, а предполагает изменение взглядов на происходящее и существующее. Что и позволяет через год-два овладеть способностью, управлять внутренним состоянием.
На первый взгляд может показаться необъяснимым, почему человек, который хочет жить, причем как можно дольше, не стремится содействовать продлению своей жизни. Почему он не стремится, разбираясь в своем устройстве, во все большей мере оптимизировать происходящее в себе, своем теле, психике и разуме, а предпочитает выпить таблетку и не думать? Причиной отсутствия интереса человека к познанию самого себя и содействию продлению своей жизни является, во-первых, избыточность. Он боится страхов и беспокойства, возникающих в процессе откатных состояний при попытке снижения уровня избыточности. Второй причиной отсутствия интереса к познанию является обманчивое ощущение своей независимости от происходящего и будущего. Вот две причины, с помощью которых человек обретает необходимую животному леность мысли. Животному нельзя думать о будущем, в мыслях о предстоящей борьбе оно истратит весь запасенный избыток и придется раньше времени покидать нору, чтобы искать в злонаправленной среде пропитание.
Сознание человека находится в состоянии прострации, в полузабытьи, несмотря на активную реализацию жизненных действий. Происходит это потому, что подавляющее большинство этих действий являются привычными. Неизменность в себе и в жизни, к которой человек стремится под действием установок животной управляющей системы, обманывает его. На самом деле он реализует процесс переосознания происходящего, происходившего и будущего, но, опираясь на контрольную систему инстинктов, оценивает только видимые изменения на коротком временном радиусе. Постепенно нарастающие негативные изменения в организме и в жизни для него остаются незаметными, так как их длительность по времени гораздо более значительна. Чтобы их выделить, требуется включить в переосознание значительный по времени интервал. Надо каждый раз обращаться к прошлому, чтобы понять причинно следственные связи тех событий, которые разворачиваются сегодня, а тем более понять, как они будут изменяться в будущем. Таким образом, освобождением от неприятия человек открывает перед собой возможность познания, развивает способность находить новое в том, что уже известно и знакомо.