Итак, самое главное, это создавать самостоятельное представление о своем будущем, вести переосознание и постепенно рассеивать неопределенность. Такой подход позволяет не инициировать восприятие своей неполноценности и ущербности, которое активно проявляется, если вместо человека инициативу проявляет его животная система. В случае когда человек не ставит перед собой заслонов в виде страха, а это происходит, если внимание пребывает за пределами временного интервала, равного трем месяцам, он обязательно находит в сложной жизненной задаче те элементы, которые на данный момент понятны и он способен приступить к решению поставленной задачи. Созданная человеком для себя возможность не торопиться дает положительный результат, постепенно очертания ответа проясняются. При этом в сознании формируется представление о возможности самостоятельно решать жизненные задачи. Этот подход полезно использовать в любом деле, в реализации которого отсутствует опыт. Конечно, речь идет не о тех вещах, в которых требуется навык и мастерство, а только об организации. Понимание последовательности производимых действий позволяет не бояться сделать ошибку. Переосознание обязательно укажет то место, откуда пошла ошибка, и человек учтет это в дальнейшем. А это уже позволит не бояться неопределенности, ни в отдаленном, ни в ближайшем будущем. Проявляя системность и последовательность, даже с помощью маленького фонарика человек может создать представление о том, что происходит в темном помещении. В процессе познания его «фонарик» становится все мощнее и освещает все больший объем. Нежеланием изменить смысловую нацеленность на разумную, чтобы самостоятельно вести свою жизнь, или опасением увязнуть в системной инициативной активности человек через действие животной управляющей системы начинает возрождать страх перед будущим. Неопределенность всегда рождает страх, а вместе с ним избыточность в теле и нервной системе. Избыточность избыточности рознь. Если человек системно и последовательно ведет жизненный процесс, определяет главное для себя в будущем и реализует его, избыток не накапливается, а постепенно снижает свой уровень. Конечно, бывают моменты, когда трудно справиться с обстоятельствами. Но повышение уровня избыточности в течение короткого времени, одного двух дней, не страшно. Дальнейшее расслабление содействует очищению организма от агрессивных сред.Иное дело, когда человек одновременно с ведением жизни разумным путем привычно увлекает свое внимание на поиск плохого и борьбу с ним. Возмущенный несправедливостью спохватывается, когда генерации переполняют сознание. Своими мыслями он тормозит процесс изменений к лучшему. Постепенно накапливаясь в организме, примерно через неделю избыток становится ощутимым в виде усталости и раздраженности.
Важно отметить, что любой избыток проявляется в виде снижения производительности мышления, неспособности возобновлять новизну в мировоззрении. Сознание будто бы опутывает пелена, свидетельствующая об уменьшении уровня прозрачности понимания себя и происходящего вокруг. В том случае когда человек ориентируется в своих мыслях на главное для себя, определяет реальную необходимость и смысл своего текущего намерения, он оценивает внутреннее состояние разумным критерием «Способностью с достаточной частотой возобновлять новизну в мировоззрении». Как только прозрачность мышления теряется, он принимает меры для ее восстановления. Ему интересно поддерживать процесс мышления в дееспособном состоянии. В связи с тем, что его инициативная активность системна, он не успевает накопить большой избыток агрессивных сред. Для восстановления равновесного состояния ему достаточно переосознания своих представлений о жизни.
Длительное время поддерживаемый избыток приводит в действие привычный и неосознанный способ контроля уровня энергонасыщенности и напряженности. В его основе лежит животный способ сдерживания расхода активности в ответ на неопределенность. Неопределенность может касаться необходимости выполнения каких-либо дел или собственного внутреннего состояния, например, плохого настроения. Избыточный человек сразу заставляет себя оценивать уровень усталости и недостаток сил. Система инстинктов предлагает два варианта дальнейших действий. Оценивая уровень внутренней избыточности и, убеждаясь в его достаточности, человек все-таки решается на реализацию своих намерений. В другом случае, убеждаясь в недостатке сил, включает программу «сдерживания расхода жизненной активности». Вариант сдерживания активности используется больным или раненым животным. Кроме того, в большей мере используется зрелыми людьми, имеющими хронические заболевания, уставшими от противоборства, либо людьми, инфантильными от природы, ожидающими внимания и заботы, считающими себя исключительными.
Таким образом, избыточность не позволяет прогнозировать будущее и рождает неопределенность. В ответ на неопределенность человек зарождает в себе потребность приступать к активности, опираясь на качество внутреннего состояния, а фактически на свое настроение. Инстинкт самосохранения требует беречь силы, если человек не видит смысла и реальной пользы от своих намерений. Ему надо обосновать свое решение о начале действия или отказе от него. Но обосновывать чаще всего нечего, нет желания. Поэтому человек сразу образует внутренний протест, говорит «нет, я не справлюсь», а потом преодолевает образованный режимом сдерживания барьер. На уровне реального сознания это проявляется в виде лености. Привычная не устремленность осмысливать производимое в себе и в жизни, готовить условия для своих действий и взаимоотношений воссоздает привычку, контролируя качество происходящего внутри себя, регулировать свою деятельную активность. Сразу утверждать, что сил нет.