Итак, навязчивое, беспокоящее чувство ответственности свидетельствует о том, что человек неосознанно боится пропустить момент наступления крайней необходимости для реализации инициативной активности. Крайняя необходимость заключается в том, что надо срочно восстановить силы, иначе в организме произойдут необратимые изменения, и он погибнет. Животное испытывает это состояние в норе, когда приближается чувство голода и момент необходимости выходить на поиск добычи. В связи с тем, что в среде дикой природы каждый является добычей кого-то другого, животное оттягивает момент выхода до тех пор, пока сил останется только на поиск добычи и решающий бросок.Человек сыт и не замерзает, систематически пребывает во внешней среде, где работает и общается со структурами окружающего мира и людьми. Но интуиция, внутренний голос говорит ему о том, что может наступить момент, когда сил и энергии останется совсем мало и в организме могут произойти необратимые изменения. Но выходит на улицу, пользуется общественным транспортом, ходит в театры, музеи, путешествует, но продолжает постоянно пребывать в ожидании крайней необходимости для инициативной активности.
Как мы не раз отмечали, установки системы инстинктов нельзя подавить, их можно упреждать, замещая инстинктивное ожидание наступления момента инициативной активности разумным способом. Наиболее доступным способом разумной инициативной активности является процесс познания. Познание, устремленность к новому является основной потребностью разума. Процесс познания можно разделить на два: познание потребительское, когда человек учится у других людей, и познание творческое, когда создает то, чего еще не существует.Примерно к 35 годам человек полностью вырабатывает данные ему от природы возможности разума, знакомится с тем, на что хватило сил и средств. Он завершает обучение в школе, институте, аспирантуре, заполняет свою память и понимает, что больше ничего нового для себя не находит. Знает обо всем, что оказалось доступно для его уровня кругозора и любопытства, все остальное представляется в той или иной степени повторением известного. До этого времени человек мог познавать окружающий мир в одиночку или в коллективе. В любом случае это был известный путь постепенного накопления знаний. Индивидуальные возможности разума развиваются и тем более совершенствуются только в активном взаимодействии, когда люди заинтересованы в том, чтобы обрести более глубокое понимание физической сути уже известного им, глубже понять друг друга и себя самого. Не просто продолжать привычное общение с привычными людьми, а задать себе вопрос «почему?» Почему они смотрят на одно и то же, а отношение у всех разное, один позитивно воспринимает мир, а другой негативно. Это не праздный интерес. Длительное общение создает у человека иллюзию того, что он уже хорошо знает и понимает себя и окружающих. Хотя на самом деле использует выработанное за годы общения клише, и нацеленный на сохранение не способен изменить свои взгляды и привычки. Окружение надоедает своим однообразием, а изменить отношение к нему человек не способен, не хватает свободного внимания. Внимание занято поддержанием инстинктивного чувства ответственности за созданное и возможность сохранить его в будущем, а свою активность человек инициирует страхом не насыщенности
Развитие СМИ, Интернета, возможность практически для каждого побывать в любом месте земного шара ускоряют процесс потребительского накопления знаний. В самом ближайшем будущем Цивилизации потребуется от каждого человека более глубокий уровень познания, развитие индивидуальные возможностей разума. Реализация задачи «продления жизни» предлагает доступный способ развития индивидуальных возможностей разума путем устремленности быть системно и реально полезным по своим жизненным связям. Начинается все с изменения смысловой нацеленности с животной на разумную. Что позволяет посмотреть на себя и свою жизнь со стороны, увидеть главное для себя не в достижении конкретной цели, даже самой большой и важной, а в созидании самой жизни. К возможности изменить животную смысловую нацеленность «сохранения всего в себе и своей жизни» приводит мысль о том, что на самом деле в жизни ничего сохранить нельзя, а в современном мире делать это вообще бессмысленно. Жизнь активно меняется и предлагает человеку все более совершенные средства для освобождения от физических затрат. Это способствует высвобождению внимания, которое надо использовать для углубления познания того, что давно известно и знакомо. Самое главное, открывает возможность инициировать свою активность не избыточным состоянием интереса. Это объективный взгляд на проблему. Среди людей преобладает взгляд субъективный, считается, что углублять свои познания в какой-либо области, это дело ученых. Для этого надо быть одаренным, иметь талант, особые возможности, а рядовому человеку достаточно пользоваться результатами их трудов. Неверие в свои индивидуальные возможности вынуждает человека продолжать жить под управлением животной смысловой идеи «сохранения». Значит, продолжать ощущать ответственность за наличие запасов, которых может не хватить, и тогда наступит момент крайней необходимости для реализации инициативной активности. Проще говоря, уровень жизни растет, а человек боится пропустить момент не насыщенности, когда в организме начнут происходить необратимые изменения.
Таким образом, современный уровень развития цивилизации предлагает человеку условия для того, чтобы стать творцом своей жизни. Задача «продления жизни» предлагает методику развития способности к познанию. Не используя предлагаемые возможности, человек невольно берет на себя ответственность за то, что не позволяет себе развиваться.