Любой человек с детства учится ответственно относиться ко всему, что он делает. Круг ответственности определяется общепринятыми правилами, законами и нормами в обществе. Животное тоже ощущает ответственность, но его ответственность ограничена инстинктами. Основные из них, это инстинкт размножения и выращивания потомства, строгое соблюдение иерархии в стае и помощь ослабевшему соплеменнику. Временной интервал ответственности, основанной только на инстинкте, ограничен. Как только молодняк подрастает и входит в силу, родители перестают о нем заботиться, так как он становится претендентом на еду, которой в среде дикой природы на всех не хватает, и в борьбе за кусок может победить сильнейший. За свое место в стае животному приходится постоянно бороться, доказывать свою способность быть полезным в процессе охоты за добычей. Помощь слабому инстинкт велит оказывать только ограниченное время, иначе животное само может ослабеть или нажить себе сильного конкурента на кусок от общей туши.
Взаимоотношения человека с окружающим миром и людьми в нем не ограничиваются этими действиями. Но, оставаясь под управлением животной системы, использующий ее смысловую нацеленность «сохранять существующее неизменным», он ощущает инстинктивную ответственность. Человек продолжает заботиться о детях в любом возрасте, даже когда они становятся взрослыми, пытается оградить их от ошибок. Причем оградить в прямом смысле, учит находить плохое, и бороться с ним. Свою интуицию использует на то, чтобы предвидеть неприятности, которые могут угрожать детям.
На работе во взаимоотношениях с руководством, коллегами и подчиненными человек чувствует себя ответственным за соблюдение субординации, чтобы сохранить порядок в «стае». Свою интуицию использует для того, чтобы почувствовать расположение к себе начальства и одновременно наличие замыслов со стороны остальных членов коллектива. Все это зачастую сопровождается разговорами «за спиной», осуждением, ложью, интригами. Каждое новое поручение руководства значимо повышает уровень ответственности человека за свои действия. Ведь это существенным образом влияет на возможность сохранить свое место в «стае». Человек с еще большим усердием использует свою интуицию для того, чтобы с честью справиться с делами. Хотя при этом его внутреннее состояние становится все более напряженным, животные генерации и рефлекторные напряжения отягощают деятельность организма. Что называется, работает на износ. Критерием достаточности становится не результат, а состояние крайней усталости. Ведь в борьбе за свое место не может быть конечного результата. Если у него есть семья, он ответственен за ее членов, поэтому даже на отдыхе пытается интуитивно почувствовать, как дела на работе, не занял ли кто его места.
Инстинкт самосохранения инициирует в человеке потребность заботиться о больных и слабых, но ограниченное время, не более двух-трех месяцев. Человек интуитивно ждет, когда больной поправится, чтобы снять с себя ответственность за него. Когда случается несчастье или болезнь, рядом с потерпевшим находится много людей, но, если они не ощущают никакой пользы для себя, например, наследства, через два-три месяца под разными предлогами уходят и спокойно снимают с себя ответственность. Если болезнь затягивается либо требуется постоянный уход и деваться некуда, человек вынужденно несет на себе бремя рефлекторной ответственности.
С годами он устает и начинает ответственности бояться. Организм и психика не выдерживают нагрузки, и страдает здоровье. Заставить себя не ощущать ответственности нельзя. Как в любом другом случае применения силы воли это заставит поддерживать еще более мощные животные генерации и рефлекторные напряжения. Чтобы несколько облегчить свое состояние, чаще всего человек старается переложить ответственность на плечи кого-то другого, но это не является слабым утешением, потому что беспокойство в его сознании остается.
Необходимо учитывать, что чувство ответственности приносит человеку столько неприятностей по той причине, что животные инстинкты продолжают действовать в среде межчеловеческих отношений, для которой не предназначены. Инстинкт заставляет человека во многом отвечать за то, что от него не зависит. Устремленный сохранять существующее неизменным человек ощущает ответственность за соблюдение общепринятого порядка и норм. Но эти положения не имеют определенности, каждый понимает их по-своему. Но человек берет ответственность за других людей, чтобы все сделать правильно, как подсказывает его интуиция.
Выходом из этой сложной ситуации является изменение смысловой нацеленности «сохранения» на «возобновление всего в себе и своей жизни» путем реализации задачи «продления жизни». В том случае когда человек при организации процесса мышления и самой жизни не использует установки системы инстинктов, уходит база для поддержания инстинктивной ответственности. Конечно, ведение разумных преобразований не освобождает человека от ответственности, просто ответственность становится осознанной. Устремленный быть системно и реально полезным он осознает, от кого и от чего напрямую зависит продление его жизни, а также осознает, кто и что зависит от него самого. Выстраивая взаимозависимые отношения в объеме своего жизненного процесса, человек снимает с себя значительную долю ответственности. В меру неорганизованности жизненного процесса и наличия неопределенностей инстинктивная ответственность остается. Но устремленный к лучшему в себе и своей жизни человек разрешает неопределенности, и место ответственности занимает знание. Он знает, что и почему происходит, ищет взаимопонимание с партнерами, учитывает условия, и страх ответственности уходит. Энергией для инстинктивной ответственности являются генерации страха. Передавая управляющее действие системе разума, человек свою активность инициирует не избыточным состоянием интереса к производимому и его результатам. Наличие страха ответственности становится для него сигналом к тому, в какой жизненной направленности требуется произвести изменения к лучшему.
Рассмотреть подробно взаимоотношения человека и состояния ответственности помогут тексты от 13, 14, 15, 16 января 2011г.