Итак, устремленность жить на уровне минимально необходимого и достаточного приносит несомненную пользу здоровью человека, значит, содействует продлению жизни. Наиболее простым и доступным способом восстановления равновесного состояния является переосознание своих представлений о жизни и о лучшем для себя в будущем, когда человек восстанавливает в памяти все жизнеобразующие составляющие своей жизни. Выстраивая по каждой из них возможность изменений к лучшему, он невольно оттягивает внимание от занятия, на котором сконцентрировался, и возобновляет представление о тех ситуациях, которые на время остались без внимания и действиями системы инстинктов инициируют беспокойство.
Так каждая составляющая жизни получает свою минимальную и необходимую долю внимания. Если человек устремлен быть реально и системно полезным, то есть осознанно стремится уходить от ощущения независимости и строить взаимозависимые отношения с партнерами по жизни, эта процедура занимает считанные минуты. В его сознании сформирована модель своего жизненного процесса, и остается только возобновить ее составляющие. При переосознании происходит расходование избытка, который человек, даже вступив на путь преобразований, неосознанно создает на всякий случай. Устремленность быть системно и реально полезным настраивает на то, чтобы не сохранять, не останавливать движение мысли, а тратить, стремиться к возобновлению. Инстинкт самосохранения требует гарантии поддержки в будущем, поэтому инициирует потребность в запасах. Разумная поддержка в виде обмена с партнерами своими возможностями на базе единства видения лучшего, согласия и взаимопонимания существует в сознании до тех пор, пока человек находится в активном поиске этого взаимопонимания и согласия с окружающим миром и людьми в нем. Как только он теряет устремленность быть системно и реально полезным, сразу теряет возможность инициировать активность состоянием интереса. Следовательно, должен пугать себя. А пугать чем? Да тем, что окружающие невнимательны, не стремятся в ответ быть полезными, в будущем вообще забудут о том хорошем, что от него получили. Будет искать повод для обиды, чтобы объяснить самому себе причину не устремленности быть системно и реально полезным.
Избыток на поддержание запаса (на всякий случай) делает не интересным достижение однозначности представлений о происходящем и возможности организации полноты жизненных функций и задач. Тем более, не располагает к тому, чтобы проецировать эти представления в будущее, то есть иметь запас определенности в этих вопросах. Высокий уровень неопределенности рождает страх относительно возможности без ущерба в сравнении с настоящим обеспечить необходимое в будущем. Этот страх выступает в паре со страхом перед возможным приближением срока окончания жизни.Оба страха поднимают уровень избыточности во внутреннем мире человека настолько, что в нем резко повышается ощущение независимости и желание преодолевать непредвиденные преграды и трудности напором.
Потребность жить с превышением необходимого чрезвычайно сложный вопрос. Кроме чувства независимости от происходящего и будущего желание иметь запас на всякий случай и для этого пугать себя рождается ощущением не готовности реализовывать свои действия в будущем. Инстинкт самосохранения вида инициирует в человеке потребность сравнивать себя с другими. Сравнение на всех уровнях позитивно отражается на развитии вида в целом, так как слабые стремятся походить на сильных и ловких. Происходит процесс обучения, передачи навыков. Но человек всегда находит массу людей, которые по определенным показателям значительно превышают его, и воспринимает себя неполноценным и ущербным.
Неполноценность и ущербность создает чувство неготовности к жизни в настоящем, а тем более в будущем. Неготовность к действиям в жизненной ситуации ощущает практически каждый, даже физически сильный и здоровый человек, так как не имеет четких параметров этой готовности. Готовность животного определяется условиями среды обитания. Среда жизни человека определяется не только характером местности, но и взаимодействием со структурами окружающего мира и людей. Занятый созданием и сохранением запасов человек не оставляет свободного внимания для познания общих закономерностей строения мира, жизни и самого человека. В связи с чем, в его сознании нет определенности относительно главного для себя и своей жизни. Неопределенность в своих индивидуальных возможностях и области их применения, неопределенность во взаимоотношениях с окружающими, партнерами, структурами и системами общества, вот основные факторы, влияющие на воссоздание ощущения своей не готовности к действиям в текущей и будущей жизненной ситуации. Что и рождает ощущение неполноценности и ущербности.
Действиями системы инстинктов человек пытается компенсировать неуверенность в своих возможностях избыточностью в себе и накоплениями в жизни. Наличие избытков делает бессмысленным стремление глубже осознавать происходящее в жизненной ситуации, развивать индивидуальные возможности, определяться относительно необходимого и достаточного для себя в будущем. В очередной раз человек загоняет себя в замкнутый круг. Не имея достаточной информации, не стремится организовать нужные для него условия в жизненных взаимоотношениях и взаимодействиях, чтобы гарантированно пребывать в естественных для себя состояниях. Стремясь избыточностью покрыть неуверенность в своих возможностях, заставляет себя торопиться, действовать в неподготовленных условиях, чаще всего использовать волевые качества. Таким образом, человек остается не готовым полноценно, в естественных для себя состояниях создавать взаимозависимые отношения по жизненным связям. Чтобы разорвать замкнутый круг, необходимо нацелить себя на развитие и совершенствование индивидуальных возможностей разума. В этом случае теряется смысл в сравнении, но человек не отстает в своих возможностях от «членов своей стаи». Наоборот, его возможности никто не может повторить, так как они присущи только его индивидуальности. Что позволяет удовлетворить требования инстинкта самосохранения вида и не создавать запасов.