Итак, мы остановились на том, что любой по объему запас негативно отражается на внутреннем состоянии человека, в итоге генерируя страхи, в частности приближения окончания жизни от не насыщенности. Дело в том, что системе инстинктов неважно, в чем выражается запас и какова его величина. Даже если запас незначительный, реакция будет однозначной, его надо сохранять, оберегать, защищать и экономить. Для того чтобы все это делать, нужен избыток энергии, ведь неизвестно, сколько сил потребуется для этого. Избыток энергии вырабатывается генерациями страха.
Полезно уточнить, что относится к запасу. К запасам и избыткам относится все, что отвлекает на себя внимание и прочие ресурсы. То есть вынуждает беречь, сохранять, защищать и экономно расходовать. К запасам и избыткам не относится то, что человек использует в процессе ведения жизни и способен возобновить без ущерба для себя. Если для ведения жизни путем возобновления ему нужна дорогая машина и при необходимости он может ее заменить, не ограничивая себя ни в чем, значит, это входит в объем минимально необходимого и достаточного. Если человек приобретает заведомо дорогую для себя вещь, на которую долго копил, отказывая себе во всем, он вынуждает себя отвлекать на эту вещь внимание, беречь, беспокоиться о ней, ведь ему будет трудно ее возобновить, если что-то произойдет. Не хватит денег или не хватит сил, чтобы эти деньги заработать. Он делает себя заложником дорогого обретения и системы инстинктов.Имея на всякий случай вещей больше, чем нужно, человек обращает обретаемое в мертвый груз. Это относится и к стремлению иметь жизненных связей, обязанностей, давать обещаний больше, чем необходимо. Вынужденный общаться и делать больше, чем это позволяют естественные состояния, человек входит в перенапряжения, значит, наращивает избыток и инициирует страх. Либо боится, что оставленная без должного внимания часть жизненных связей ослабнет и станет недейственной. Что также рождает в сознании страх.
Таким образом, стремление иметь хоть небольшой запас чего-либо всегда приводит к повышению уровня страха, снижению темпа изменений к лучшему в себе и своей жизни, к снижению уровня оптимальности внутренних состояний. Снижение уровня внутренней свободы не позволяет совершенствовать свои способности, без которых человек не способен рождать в будущем интересы, обретать удовольствие от нового для себя. Запас жизненных связей и обязательств делает человека все менее полезным, так как он не успевает делать все, что эти связи и обязательства требуют. Что вызывает ощущение неопределенности в отношении возможности организовывать свой жизненный процесс в будущем и, соответственно, страх в отношении возможности продолжить жизнь в будущем без ущерба в сравнении с настоящим.
Конечно, предвидеть в жизни все нельзя. В меру своей неспособности предвидеть ситуацию будущего человек, ведущий разумные преобразования, обязательно закладывает определенный запас. Но в том случае, когда он реально стремится вести свою жизнь на уровне минимальной необходимости и достаточности, то и запас рассчитывает на уровне минимально необходимого, с учетом своей недальновидности, не более. Такой запас является функциональным и возобновляемым. Хочет человек или нет, но мысль о холодной зиме заставляет мышцы сжиматься. Вода задерживается в организме и постепенно превращается в жир, а человек немного поправляется. Так его готовит к зиме система инстинктов. Чем больше он не любит холод, тем больше поправится.
Можно сделать вывод о том, что устремленность к организации жизни с запасом, избытком объясняется управляющим действием системы инстинктов, которая своими установками помогает выживать в среде, где на всех всего не хватает. Человек поддается управляющему действию и видит будущее в пределах животной системы, настолько это позволяет реализовывать жизненные функции и задачи. Он поддерживает в себе уверенность в том, что его рефлексы правильные, поэтому и в жизни старается поступать проверенными способами, опираясь на опыт. Поэтому быстро отвечает на вопросы, сразу принимает решение и затем следует ему, преодолевая трудности с помощью силы воли. Конечно, ему нужен избыток сил, никто не знает, какие трудности встретятся на пути.
Процесс более глубокого познания сути строения мира, жизни и самого человека, более широкого осознания происходящего во всех сферах и создания более дальновидных представлений о будущем, кажется ему неоправданной тратой внимания, времени и жизненной активности. Организуя свою жизнь на пределе информированности о реализации жизненных задач во взаимоотношениях и взаимодействиях с окружающими и окружающими, человек ставит себя в зависимость от непредвиденного.
Ожидаемая неопределенность в возможности реализовывать в будущем жизненные функции и задачи и рождает страх относительно будущего. Страх окончания жизни от не насыщенности заставляет думать только о том, что в будущем, возможно, не удастся поддерживать ту же полноту жизни, что и в настоящем. Система инстинктов инициирует сомнения относительно того, что удастся сохранить и не ухудшить внутреннюю и жизненную ситуацию, не приблизить этим границу окончания жизни. Этот страх и воссоздает избыточность, ощущая которую человек считает себя готовым к будущему. Он полон сил и готов преодолевать непредвиденное, так как избыточность возбуждает, жжет изнутри, требуя выхода. В таком состоянии ему проще создавать запас в себе и своей жизни, рассчитывая на непредвиденное в будущем, нежели увеличивать уровень осведомленности.. Имея любой запас, человек не живет, а готовится жить. Вернее он живет, но не получает удовольствия от процесса жизни, а отбывает повинность, дожидаясь «черного дня», ради которого копит, сохраняет, оберегает и экономит свой запас. Конечно, по праздникам или на отдыхе позволяет себе «развернуться». Но это не помогает уйти от генераций страха. Появляется еще одна причина для запаса, копить деньги на отпуск, на праздничный наряд и так далее. И это становится отдельной от ведения жизни задачей, которая своим наличием уже инициирует беспокойство, а затем страх. Чтобы не инициировать управляющее действие системы инстинктов, задача в жизни должна быть одна, продление жизни. Она отвечает и животной, и разумной смысловой цели, поэтому позволяет вести жизнь на уровне минимально необходимого и достаточного.