Современный человек не тратит время и внимание на то, чтобы рубить дрова, топить печь и таскать ведрами воду, бытовые условия жизни становятся все более благоприятными. Чего нельзя сказать о мыслях. Высвобождающееся внимание перехватывается системой инстинктов, которая готовит его к будущему, инициируя генерации страха и готовность ко всему, что может неожиданно встретиться на жизненном пути. Человек замечает, что по мере улучшения жизни в его сознании усиливается беспокойство.
В связи с чем, пытается разобраться в смысле жизни, понять свое предназначение, научиться, связывая происходящее в окружающем мире, в своей жизненной ситуации в самом себе, понимать свои реальные потребности и интересы. Он стремится находить возможность в согласии с окружающими и окружающим, заблаговременно готовить условия для своевременной, качественной и полной их реализации. Человек готов во всей полноте раскрыть себя, возможности видеть мир и происходящее в себе реально, не отгораживая свое видение от неразрешенных и неразрешимых жизненных и внутренних проблем.
В этот период он может почувствовать, как нечто удерживает его от свободного наблюдения реальности в том виде, в котором она существует. Этой занозой является понимание того, что однажды организм исчерпает свои возможности и прекратит восстанавливаться. Животное не знает о том, что оно смертно, в его рефлекторной базе заложены команды на продолжение жизни в любых условиях. Человек обладает разумом и знает о том, что однажды жизнь прекращается. Он ощущает, как неспособность удовлетворить животную устремленность «жить, жить и жить», заставляет его представлять момент, в который он, несмотря на разумное ведение жизни, вынужден будет столкнуться с ее окончанием.
Возможно, люди будущего смогут более глубоко понимать строение мира и его основы. В связи с этим, смогут глубже понимать себя и научатся управлять своим жизненным процессом настолько, чтобы никогда не стареть и оставаться активными. Современные познания пока не позволяют думать о том, чтобы сохранить жизнеспособность своего организма беспредельно. В настоящее время, опираясь на известные науке познания, стремясь к оптимальной организации внутренних и жизненных процессов, человек способен продлевать свою жизнь и свою активность в ней.
Пока трудно сказать, как долго сможет прожить человек. Известны случаи, когда люди жили до 120 лет. Причем, большинство из них провели свою жизнь в условиях, далеких от благоприятных, зачастую голодали, перенапрягались, были травмированы. Способность отдельных людей дожить до столь преклонных лет говорит о том, что использование возможностей разума для организации жизни, а также использование все более совершенных возможностей общества может позволить человеку в значительной степени перекрыть рекорды долгожительства, известные цивилизации.
Идею о возможности вечной жизни пока нельзя считать реально достижимой. Что вызывает в сознании человека, даже разумно ведущего свою жизнь, протест, неприятие факта неминуемости собственной смерти в будущем. Возникновение взрыва агрессивного неприятия при мысли о неминуемой смерти, это и есть действие устремленности в сознании животного, жить столько, сколько возможно. То есть проявление инстинкта самосохранения вида.
Устремленность реализовывать задачу «продления жизни» и понимание того, что жизнь все равно конечна, создает в сознании человека, вступившего на путь преобразований, противоречие. Это противоречие периодически приводит к сомнениям в целесообразности изменения себя и своей жизни. Зачем заниматься тем, что не приведет к однозначному результату.
Представим ситуацию, когда человек уже не инициирует себя страхом, а всецело устремлен жить в будущем, опираясь на интересы, которые это будущее перед ним раскрывает. Он возобновляет свою активность интересом к производимому и его результатам, разумно организует внутренние и жизненные процессы, оптимизирует их. Но должен понимать, что его возможности управлять происходящим внутри себя не столь велики, чтобы организм возобновлялся без потерь в будущем.
В настоящее время человек еще так мало знает себя, что способен только бесконечно замедлять процесс деградации внутренних функций и тканей организма. В связи с этим, обязательно наступает период, когда он начинает понимать, что большинство из его интересов в силу его физической деградации становится во все большей степени недоступными. Все внимание уходит на обслуживание тела. Он может продолжать и далее поддерживать в себе жизнь правильным питанием, движением, но ограничение жизненных интересов сократит возобновление жизненной активности.
Люди привыкли активизировать себя страхом, в том числе страхом перед окончанием жизни. Этот страх инициирует система инстинктов, если человек не проявляет инициативу и не переводит внимание под управляющее действие системы разума. Окончание жизни представляется неким случаем, который подстерегает за углом.
Если человек развивает в себе способность однозначно позитивно влиять на продолжительность своей жизни, он обретает уверенность в своих возможностях, и восприятие окончания жизни, как некоего случая, постепенно ослабевает в его сознании. Вместе с этим снижается уровень страха перед окончанием жизни. Прожив много лет, он загодя понимает, что с ним происходит, понимает направленность внутренних процессов и сколько сможет быть активным. Пытаясь быть инициативно активным, еще глубже познавать мир и себя, сможет продлевать активную фазу жизни, но каждое движение в этом направлении будет все более коротким.
Таким образом, жизнь человека, ведущего ее разумно, не может оборваться вдруг. В связи с тем, что он постоянно ориентируется на главное для себя, он отслеживает изменения во внутреннем состоянии, поэтому задолго начинает осознавать снижение уровня жизненной активности. Осознавать не приближение смерти, а лишь неспособности реализовывать во всей полноте свои жизненные интересы, возобновлять новизну в мировоззрении и представлениях о жизни. Ведь это основной интерес, который инициирует информационную и деятельную активность.
Ослабление разумного интереса ведет к ослаблению интереса потребительского, животного. Главным животным интересом является добыча пропитания. Но у человека в этом состоянии не остается сил даже на разжевывание, проглатывание и переваривание пищи. Он отказывается от еды и быстро угасает. Примеров этому великое множество.