Мы остановились на том, что человек поддерживает силовые состояния и волевые качества, опираясь на животные критерии при оценке происходящего в себе и своей жизни. Животная смысловая идея заставляет сохранять существующее неизменным, поддерживать представление о совершенстве своих личностных качеств, своего образа мыслей и образа жизни. Инстинкт самосохранения вида говорит, если быть не хуже других, таким же сильным и энергичным, делать не меньше, значит, можно прожить не меньше. Одобрение со стороны окружающих позволяет человеку чувствовать себя достаточно уверенно. Признание его способности поддерживать правильный внутренний и жизненный порядки, успокаивает относительно продолжения жизни в будущем.
В то же время человек понимает, что сохранить ничего нельзя. Жизнь идет, следовательно, в движении находятся все ее составляющие, изменяется их местоположение. Система инстинктов подсказывает ему простой выход, не думать о будущем, пребывая в режиме «экономии энергии и сдерживания активности». Человек поддерживает иллюзию постоянства, привыкая к окружающей обстановке и к себе. Поэтому, увидев своего сверстника, порой удивляется, насколько тот не похож на себя, не понимая, что сам тоже имеет мало сходства с собой в молодости.
Человек вступает на путь разумных преобразований для того, чтобы искать возможность изменять к лучшему себя и существующее в своей жизни. То есть находить постоянное соответствие между возможностью быть полезным и происходящим в теле естественным снижением уровня энергонасыщенности и физических сил. Замещая недостаток сил индивидуальными возможностями разума, он удовлетворяет потребность инстинкта, требующего быть не хуже. Он и не может быть хуже, так как не видит смысла в процессе сравнения. Устремленный быть системно и реально полезным, знает, что никто не может повторить или превысить его индивидуальные возможности разума. У другого человека они другие, это будет другой взгляд, не хуже, не лучше, а другой.
Встав на путь разумной реорганизации сознания и жизни, обретая возможность видеть и понимать происходящее, лучшее для себя в нем, направленность главного, необходимого и достаточного для его реализации, человек стремится постоянно искать возможность изменить к лучшему существующее в себе и своей жизни, сделать его более совершенным.
Это означает, что он перестает стремиться к тому, к чему его призывает система инстинктов, к совершенству своих представлений о жизни. Наоборот, оценивая информацию о происходящих изменениях, ищет неточности в своем видении и действиях. Для чего использует процесс переосознания своих представлений о жизни и о лучшем для себя в будущем.
В связи с чем, в его сознании меняется представление об ошибке как таковой. Каждый раз сравнивает свои предположения о развитии ситуации с реальным ходом, и находит разницу. Эта разница его не расстраивает, так как именно она показывает, что человек не учел и направление дальнейших изменений.
Итак, отчетливо прослеживается разница в подходе и использовании информации. Если управляемый животной системой человек стремится, чтобы создаваемое и производимое его насыщало, приводило в состояние полноты совершенства, то управляемый системой разума, наоборот, не хочет полноты насыщения ни в чем.
Он понимает, что состояние полноты насыщенности и завершенности сделает бессмысленной дальнейшую инициативу. Состояние насыщенности включит управляющее действие системы инстинктов, которая не позволит сдвинуться с места ни мысли, ни телу. Если инициативное действие успешно завершено, о чем свидетельствует чувство насыщенности, дальше пребывать в злонаправленной среде нельзя. В связи с чем, инициирует режим «экономии энергии и сдерживания активности», для пребывания в дремоте. И человек почувствует неспособность вести изменения к лучшему, за счет этого содействовать продлению своей жизни.
Наоборот, в процессе ведения изменений к лучшему наиболее интересной для человека становится информация о неточности видения, о несовершенстве своих действий, не оптимальности создаваемого. На базе этого он может искать направленность изменений к лучшему, в сторону более оптимальной позиции.
Конечно, человек не может вести разумные преобразования без сбоев. Как только он теряет представление о главном для себя и своей жизни, в сознании просыпается животная устремленность сравнивать себя и свои возможности с окружающими, а затем искать подтверждение совершенства имеющегося и производимого.
Это заметно по изменению внутреннего состояния и ухудшению настроения. Устремленность быть полезным состояние позитивное, оно сменится неприятием и готовностью к противлению. Человек неожиданно почувствует себя обиженным и обделенным, так как никто не хвалит его, не подтверждает совершенства его личностных качеств, чувства правоты и справедливости. В сознании тут же возродится боязнь ошибки. Устремленность изменять существующее к лучшему войдет в противоборство с намерением позитивно оценивать себя и свои действия.
Рождая и поддерживая эту борьбу, человек быстро устает и теряет интерес к ведению дальнейших изменений. Не избыточного состояния интереса не хватает для того, чтобы преодолеть барьер сдерживания активности.
Выходом в активное состояние является воссоздание представления о главном для себя и своей жизни, затем о значимо влияющем на развитие линии главного. Отчего настроение сразу улучшится и устремленность быть системно и реально полезным возобновится.
Необходимо помнить, что этот переход не происходит сам по себе, а требует инициативы со стороны человека. Исправлять свое настроение он должен сам.