Проведенный анализ обоснованно показывает, что использование волевых качеств в современном обществе сокращает возможность человека понимать происходящее, создавать представления о будущем, реализовывать намеченное. Он тратит большую часть сил на то, чтобы отвлечь себя от неминуемой необходимости изменять мировоззрение.
Но почему же человек ощущает неукротимую потребность, поддерживать волевые состояния и реализовывать свои действия именно в них, действовать силой и напором?
Дело в том, что человек все время спешит. Он спешит пожить полной жизнью и чувствует, насколько далека эта идея от реализации. Жизнь кажется слишком короткой, поэтому он боится не успеть сделать что-то важное, использовать и попробовать максимум возможного. Это позиция самого человека.
На самом деле это не совсем так. Человек торопится не потому, что его посещают мысли о бренности жизни. Даже если бы произошло чудо, и он стал жить вечно, то спешил бы нисколько не меньше, переполняемый той же устремленностью, жить как можно полнее.
Таким образом, дело не в том, сколько человек живет и сколько ему дано прожить, и даже не в том, насколько сможет продлить свою жизнь, если организует свое сознание и взаимоотношения с окружающим миром. Не понимая, как устроен он сам, окружающий мир и жизнь, человек не может судить о том, сколько, чего и для чего ему требуется, чтобы жизнь была не хуже и возобновлялась во всей полноте, в сравнении с настоящим. Неопределенность в понятии полноты и достаточности необходимого – вот та основная причина, которая заставляет стремиться охватить все.
На первый взгляд это кажется невероятным, но неопределенность в достаточности необходимого существует в сознании только потому, что на практически все нормальные люди, даже в странах с неразвитой экономикой имеют эту обеспеченность. Парадокс заключается в том, что человек потому и перестает думать о том, что ему требуется, так как давно имеет все необходимое для продления жизни. Если существует конкретная потребность, он ее поспешит удовлетворить, и не будет долго задумываться над престижем. Когда нужна теплая одежда, машина или квартира, нормальный человек обеспечит себя в минимальном объеме, а затем будет работать над повышением качества.
В том случае когда он ничего не предпринимает по поводу удовлетворения своих потребностей, можно обоснованно утверждать, что все необходимое для продолжения жизни у него есть. Желание иметь нечто более престижное и нежелание что-то делать для этого свидетельствует о том, что человек не голодает и живет в тепле, в приемлемых для себя условиях. Примеров подобного отношения к жизни каждый может найти массу и подробно разобраться в данном вопросе.
Переставая ориентироваться в вопросах обеспеченности, человек не дает своей системе инстинктов сигнала о достаточности необходимого для продолжения жизни. В связи с чем, инстинкты заставляют его ориентироваться относительно необходимого сравнением с тем, что имеют и чем пользуются окружающие люди.
Расширяющееся многообразие возможностей окружающего мира, среды и жизни образует в его видении такой же многообразный объем потребностей, складывающийся из того, что кажется необходимым, но в то же время недостижимым. Хочется все и сразу. Ощущение недостижимости того, что необходимо для продолжения жизни пугает контрольную систему инстинктов, которая тут же вырабатывает генерации страха не насыщенности. Ведь системе инстинктов неважно, чего не хватает конкретно хлеба или масла с икрой, она реагирует на сигнал и воспринимает отсутствие чего угодно, например, трехэтажного дома, как недостающее для продолжения жизни.
В итоге система инстинктов с помощью генераций страха не насыщенности переполняет человека энергией. Что и вынуждает его торопиться успеть все, жить как можно полнее, максимально пробовать, бывать, обретать, ощущать, то есть использовать максимум всего того, что используют и имеют окружающие люди.
При этом человек воспринимает исключительно внешнюю сторону того, чего достигли окружающие, не вникая в то, сколько времени, внимания и сил было ими вложено в свои достижения. Поэтому инициируемую системой инстинктов энергию человек может направлять на пребывание в депрессивном состоянии, сжимая себя напряжениями собранности, восприятием неполноценности и ущербности. В этом случае все возможности воспринимаются упущенными, а жизнь никчемной.
Необходимо учитывать, что многообразие предоставляемых цивилизацией возможностей служит для реализации конечного числа жизненных функций, целей и задач, необходимых для возобновления жизни в конкретных жизненных ситуациях, с учетом индивидуальности каждого человека. Другими словами каждый разумный человек способен в условиях современной жизни оптимально реализовать свои жизненные функции, цели и задачи.
Контрольная система инстинктов, в частности инстинкт самосохранения вида своими способами инициирует в человеке проявление инициативы, заставляет сравнивать себя с другими людьми, чтобы быть не хуже, а даже лучше их. В стае ценится сила, напор, смелость, способность урвать самый большой и калорийный кусок от общей туши. Все направлено на то, чтобы взять как можно больше, а потратить энергии как можно меньше.
Подчиняясь инстинкту, человек стремится к тому, чтобы уметь и иметь все. Одни и те же функции, цели и задачи хочет реализовывать одновременно множеством путей, так и эдак, и еще, как у соседа. Все это лишь потому, что не знает, что же есть жизнь, какова ее структура, за счет чего происходит возобновление всего существующего. А не знает, потому что не думает об этом. Ощущение совершенства своего внутреннего и жизненного порядка заставляет пребывать в готовности защищать, сохранять его неизменность, не думать о том, что происходит за его пределами.
Поэтому, планируя свои намерения, не думает, как объяснить их партнерам, как найти согласие и общие интересы для беспрепятственной реализации. Как раз наоборот, думает о том, что противопоставить несогласию с их стороны, как незаметно настоять на своем, пока они не опередили. Инстинкт поощряет проявление силы воли.