Необходимо учитывать, что использование волевых качеств во взаимодействии с окружающим миром и людьми в нем не происходит в одну сторону. Если человек намеревается кому-то что-то доказать, он вынужден давить не только на собеседника, но и на себя. Законы механики учат, что для давления нужна опора. В воде, где создать опору нельзя, невозможно надавить на собеседника или ударить его. Учитывая, что сила действия равна силе противодействия, человек с той же силой сжимает собственное тело всего лишь для того, чтобы доказать, что его представления о лучшем правильные. Что общепринятые правила жизни он соблюдает точнее, поэтому заслуживает больше. В итоге каждый доказывает свою правоту, чтобы ощущать право взять самый большой кусок от общей туши. Хотя современное общество предоставляет каждому достаточный кусок в обмен на его труд, установки животной системы требуют от человека брать как можно больше, доказывая свои выдающиеся качества или наоборот, свою ущербность. Так человек и гробит себя в борьбе за то, чего на всех хватает.
Чтобы не использовать волевые качества при взаимодействии с окружающим миром и людьми в нем, требуется переориентировать сам способ взаимоотношений с происходящим во внутреннем мире и во внешней сфере жизни. Для этого научиться оценивать значение происходящего и его влияние на продолжение своей жизни. Происходящее во внешней сфере оценивается воссозданием модели жизни во всей ее полноте. Для понимания происходящего во внутреннем мире надо хотя бы в самых общих чертах знать свое собственное устройство и понимать ход реализации жизненных функций.
В противном случае любые ощущения в организме и в сознании воспринимаются, как угроза своему здоровью. А на угрозу система инстинктов заставляет реагировать животным способом, сжимать рождающие боль участки тела. Напряжениями собранности человек воздействует на органы, в которых уже нарушены функции из-за системно ослабленного внутренней напряженностью обменного процесса. Что лишь усугубляет ситуацию в них, еще больше затрудняя обмен.
Силой воли человек действует даже по отношению к мыслям, которые мешают концентрировать внимание в пределах круга насущного, отвлекают, как ему кажется, от возобновления жизни в будущем.
Таким образом, к потребности действовать противлением приводит только неосознанность объема достаточного для продолжения жизни, для полноты жизненных функций, целей и задач. Человек использует силу и волевые качества в отношении каждого движения и каждой мысли, всего, что не входит в круг интересов положенного, общепринятого и круга насущных дел, что нарушает привычный ход мыслей и действий.
В связи с путаницей относительно необходимого, полезного и достаточного для продолжения жизни в сознании человека возникает страх за жизнь, который заставляет действовать силой, не отступать от своих намерений, не позволять происходящему внутри изменять течение жизненных процессов и функций. Человек руководствуется идеей о том, что если в условиях существующего порядка он живет, значит, сможет жить, сохранив все неизменным. Если же что-то изменить в мировоззрении или в самой жизни, то неизвестно, как пойдет дальше.
Страх перед возможностью что-то изменять в своих взглядах и в жизненном порядке является основной причиной, по которой человек опасается вступать на путь разумных преобразований. Хоть и страшно смотреть в будущее, но он привык так жить. Парадокс заключается в том, что человек боится расслабиться, боится разобраться в своих мыслях, так как это лишит его основной причины для инициирования своей активности, страха не насыщенности.
В привычном образе жизни все просто: сравнил себя с другими, увидел, что чего-то не хватает, животная система сразу инициирует генерации страха не насыщенности. Человек полон сил, готов бежать, обретать новое, достигать поставленной цели. Ему кажется, что он проявляет инициативу, а на самом деле подчиняется внутреннему голосу, то есть страху не насыщенности. Если страх перед внешней сферой сильней страха не насыщенности, он инициирует восприятие неполноценности и ущербности, чтобы возбудить в окружающих жалость и желание помочь. Так человек и живет, либо повинуясь неизвестно откуда берущимся потребностям и интересам, либо за счет других. Вступив на путь преобразований, определив достаточность своих потребностей и интересов, человек должен инициировать свою активность сам, постоянно образуя интерес к производимому и его результатам.
И он начинает пугать себя тем, что вдруг ошибется и выберет не те потребности и интересы. Хотя кто мешает их изменить? В том то и дело, что не мешает никто, кроме самого человека. Но он боится оторваться от источника активности, от генераций страха. Ведь очень удобно спрятаться и ничего не делать ни для других, ни для себя. Можно объяснять свои поступки случайностью, обстоятельствами, кознями завистников.
Итак, не имея конструктивного представления о сути своей жизни, человек вынужден противостоять любым изменениям внутри себя и во внешней ситуации, то есть использовать силу во взаимоотношениях. Что по сути дела делает невозможными изменения к лучшему. Ведь любое изменение, даже инициируемое им самим, рождает ощущение угрозы для жизни, в связи с этим, вызывает реакцию противления со стороны животной управляющей системы. Система инстинктов инициирует программу «сдерживания жизненной активности». Человеку постоянно приходится преодолевать сдерживающее действие инстинктов. Он устает и постепенно теряет интерес к завершению своих начинаний, к тому, чтобы произвести их оптимально в согласии с организмом, окружающим миром и людьми в нем.
Ощущая постоянное внутреннее сопротивление своим действиям, человек видит для себя лучшим поскорее их свернуть и отдохнуть. Что делает разумные преобразования бессистемными, поэтому практически не дающими ощутимой пользы. Не чувствуя ее, он вообще теряет к ним интерес, и вновь возвращается к использованию волевых качеств.