Итак, понимание роли процесса переосознания своих представлений о жизни и о лучшем для себя в будущем, а также роли инициативы в его проведении, позволяет находить согласие с уровнем достаточности конкретности собственной жизненной ситуации. Другими словами, находить согласие с тем, что в данный момент происходит в жизни и в самом себе.
В том случае когда человек нацелен текущими действиями создавать условия для своей жизни в будущем, он понимает, что все существующие недочеты, неудобства, недопонимание, это прошлые недоработки. В то же время он понимает, что несогласие с настоящим, желание приблизить будущее, удостовериться, что оно понравится, обязательно заставит воссоздать избыток энергонасыщенности и внутренней напряженности. Ведь придется противостоять естественному ходу изменений.
Конечно, в сознании человека периодически возникает желание точно знать, как будет развиваться ситуация, а самое главное знать, что все будет хорошо. Воссоздание представления о главном сразу позволяет все расставить по местам. Ситуация, которую хочется выделить, чтобы удостовериться в ее позитивном развитии, занимает свое место в общем процессе жизни. Человек лишний раз обоснованно убеждается в том, что жизнь делает не отдельный эпизод, а взаимодействие всех составляющих. В общем строе жизни ситуация, за исход которой человек волнуется, выглядит вполне естественной.
Находя согласие с достаточностью конкретной жизненной ситуации, человек содействует расслаблению напряжений удержания избыточной готовности к конкретной будущей ситуации. В связи с чем, возникают физиологические «откатные» состояния.
При расслаблении напряжений собранности и готовности к борьбе в первую очередь возникает неприятие, которое человеку приходилось в себе подавлять.
Далее возникает страх за жизнь из-за возможности подавиться или задохнуться имитируемым «нажеванным», как запасом сил и энергии.
Следующим проявляется ожидание слабости и физиологическая жалость к себе. Она образуется действиями системы инстинктов в связи с необходимостью контролировать ситуацию в ротовой полости. Общим неприятием ко всему вовне внимание отталкивается от внешней сферы и концентрируется во внутренней сфере.
В настороженности и сверхчувствительность человек неосознанно ищет признаки слабости.
Все эти физиологические проявления на уровне реального сознания человек ощущает в форме нарастающего неприятия ко всем и ко всему, особенно к близким. Кроме того, он испытывает паническое чувство неготовности к будущему, которое в нем инициируют приходящие с чисто физиологического уровня состояния «ожидания ослабления и остывания». На уровне реального сознания они воспринимаются как интуитивное ощущение непорядка внутри, нездоровья, слабости, неполноценности, если остаться без запаса. В связи с чем, человек ощущает потребность восстановить готовность к будущему путем возобновления собранности и готовности к борьбе.
Сознание действиями животной системы рисует картину негативного развития ожидаемой ситуации, и он не видит другого выхода, кроме как заранее готовиться «принять крест». На самом деле еще ничего не случилось, ничто в реальных взаимоотношениях не предвещает негативного развития ситуации, но человек уже наполняется генерациями волнения и беспокойства. Именно в таком виде ощущается страх, с помощью которого система инстинктов обеспечивает человека энергией. Уровень опасности неизвестен, поэтому на всякий случай энергия образуется с избытком. Такова физическая суть того, что происходит в сознании в момент беспокойства.
В это время важно провести переосознание своих представлений о жизни и о лучшем для себя в будущем. В нем в очередной раз напомнить себе о том, что все созданное и достигнутое во взаимоотношениях с окружающим миром и людьми в нем образовано не силой и упорством, а участием разума. Если упорство и приходилось применять, то не в рукопашной, а в учебе, работе, в поиске взаимопонимания.
Необходимо учитывать, что состояние избыточной готовности к будущим действиям и к рассмотрению мыслей возникает в том случае, когда человек не стремится системно, последовательно и во всей полноте осознавать происходящее во всех сферах жизни. Когда не стремится переосознавать свои представления о будущем, о главном, необходимом для себя, углублять свои познания относительно строения мира, жизни и самого человека. Другими словами, не стремится видеть жизнь как бы со стороны. Поэтому внимание и жизненная активность остаются не востребованными.
Управляемый установками животной системы человек сдерживает расход жизненной энергии в ожидании изменения обстоятельств внутри себя и в жизни. У животного эта команда включается перед началом инициативного действия, в частности поиска добычи.
Человек не бывает голоден, поэтому в его организме энергия накапливается. Ее избыток в сочетании с состоянием «ожидания негативных обстоятельств» непроизвольно образует состояние избыточной готовности к мыслям и действиям в будущем. Весь избыток не может израсходоваться теплом. Переполняя, он возбуждает организм и нервную систему человека. Животная управляющая система, ощутив избыточность в среде организма, для ее активной траты инициирует возбуждение самых энергоемких состояний, готовности к противоборству и внутренней собранности, которые являются основой состояния готовности ко всему.
Именно эту избыточную готовность к мыслям и действиям в будущем человек привыкает ощущать в себе, как нормальное, естественное состояние. Но именно это «естественное» состояние, как показывает проведенный анализ, оттягивая на поддержание составляющих его генераций и напряжений значительную часть свободного внимания и энергии, обкрадывает возможности разума. Что снижает возможность наблюдать полноту и широту происходящего и обретать дальновидные представления о будущем. Состояние избыточной готовности к будущему создает ощущение независимости от будущего и от происходящего, этим уменьшает интерес к их осознанию.
Таким образом, инертная жизненная позиция однозначно приводит человека в состояние избыточной готовности к действиям в будущем, и в то же время снижает уровень его осведомленности о конкретности будущей жизненной ситуации.