Руководствуясь установками инстинкта самосохранения вида, человек живет сравнением. Поэтому чаще всего следует совету или действует за компанию при выборе жизненного пути. В дальнейшем те же животные установки, которые в обществе выражаются в виде общепринятых порядков и правил, требуют сохранять существующее неизменным, в том числе образ мысли и образ жизни. Так человек привыкает к неизменному мировоззрению и своим представлениям о жизни.
В готовности защищать свою жизненную позицию, сохранить свое место в жизни человек вынужденно вводит себя в избыточные, энергоемкие внутренние состояния, поддержание и управление которыми ведется животной управляющей системой с опорой на животное мировоззрение.
Чем в большей степени он устремлен к сохранению незыблемости своей жизненной позиции, тем в большей мере видит лучшим для себя то, что полезно животному, обитающему в среде дикой природы. Он делает запасы. Один запасает материальные ценности, другой духовные, и оба находятся в полной уверенности, что это поможет пережить «черный день». В том, что черный день наступит, уверен каждый из них, так как иначе внутренние ресурсы тратились бы на нечто полезное для себя и окружающих.
Кто-то может сказать, что черпает из книг полезную информацию. Конечно, она полезная, только являясь избыточной, складируется в памяти и демонстрируется при случае. Поэтому самому потребителю никакой пользы не приносит, он успевает быть всего лишь передаточным звеном между книгой и тем, кому передает эту информацию. Чужой книжный опыт мало чему учит, кроме информации требуется навык, а самое главное понимание последовательности, в какой момент проявлять инициативную активность.
Масса людей сохраняет изжившие себя жизненные связи, с большим трудом меняет место работы, место жительства, не хочет отказаться от ставших нагрузочными сторонних интересов.
Нацеленный на создание запасов человек во все большей степени реализует свои жизненные задачи и действия способами, присущими животному, он реагирует на обстоятельства. Включается в действие, когда событие успевает в той или иной степени развернуться. В связи с этим, не стремится понимать суть, причины и смысл происходящих изменений, познавать строение окружающего мира, жизни и самого себя. Ему интересно делать запасы, в том числе повышать уровень избыточности внутри себя.
Но постепенное повышение уровня избыточной энергонасыщенности усиливает проявленность в сознании животных состояний и генераций, которые могут управляться только возможностями животной управляющей системы, опирающейся на животное мировоззрение. Что делает человека еще менее способным изменять свои жизненные представления и свое место в жизни.
Так круг за кругом человек все больше отдает себя под управление инстинктов, обретая животные интересы, цели и задачи. Во взаимоотношениях с окружающим миром и людьми в нем все больше полагается на силу и замысел.
Сила в основном проявляется в потребности отстаивать свою правоту, свое понимание происходящего, осуждать все и всех. Замысел заключается в поиске любых способов привлечения к себе внимания, начиная от внешнего вида, оканчивая жалобами на детей, на общественные организации, на состояние здоровья.
Редко кому нравится быть объектом поучения и жалоб на неудовлетворенность жизнью, и люди в общении начинают уставать. Жизненная структура теряет свои звенья, становится слабой и менее жизнеспособной. Это ощутимо повышает в человеке уровень генераций страха перед будущим.
Отчуждение окружающих людей создает в человеке ощущение своей неоднородности с происходящим вокруг и восприятие злонаправленности окружающей среды жизни. Восприятие злонаправленности представляет собой неразрешимую неопределенность, которая действиями системы инстинктов зарождает ожидание вреда и ущерба. Незаметно для себя, сохраняя и отстаивая свое место, человек воссоздает в себе потребность вернуть состояние ответственности за производимые действия. Чем более агрессивна внешняя среда, тем пагубнее последствия совершенных ошибок, тем выше уровень ответственности.
Так возникает и стремительно усиливается страх за жизнь и страх ответственности за свои действия. Под влиянием этих страхов человек начинает сомневаться даже в том, что ему доступно и понятно. Он все больше чувствует себя слабым, неуверенным в своих возможностях, не способным вести свою жизнь. Ощущение неспособности продолжать свою жизнь в будущем в итоге инициирует ощущение сужения перспективы жизни в будущем, страх приближения ее окончания, то есть страх смерти.
Мы рассмотрели цепочку неминуемо происходящих изменений в сознании человека, когда он не стремится обретать представление о своем месте в жизни в будущем. Его итоговым состоянием становится страх перед приближением окончания жизни. К годам зрелости этот страх буквально разъедает сознание, психику и организм. Приходится тратить усилия для его компенсации. Опираясь на установки животной системы, напряжениями собранности и готовности к борьбе человек воссоздает готовность ко всему. Ощущение максимально возможной избыточности позволяет ему образовать обманное чувство независимости от настоящего и будущего.
Поддерживая эту готовность, человек очень быстро разрушает свои информационные и физические структуры. Еще быстрее разрушает свои жизненные связи, становясь агрессивным, стремясь в каждом действии взять как можно больше и как можно быстрее. Он во все большей степени, подобно животному, видит свое место в жизни, как позицию возле лучшего куска у общей туши. На уровне рефлекторных связей правым плечом старается отдавить подальше от лакомых кусков других членов стаи.
Таким образом, любое накопление и дальнейшее сохранение невольно делает из человека сторожевого пса. Неважно, что он при этом сохраняет драгоценности, знания или свое мировоззрение. Жизнь меняется, меняется все вокруг, а ему хочется остановить это движение. Конечно, поставленная задача нереальна, отсюда страх ответственности.