Мы говорим о страхе ошибки. Этот страх возникает как только человек направляет свой мысленный взор в будущее, а производимое в текущей ситуации ориентирует на отдаленное будущее. Страх ошибки заставляет вернуться к опоре на память, на жизненный опыт для обретения представления о лучшем для себя и направленности действий.
Опираясь на интуицию и жизненный опыт, человек, который стремится вести жизнь путем возобновления всего в себе и своей жизни, не учитывает, что наработанные штампы не имеют ничего общего с конкретностью текущей ситуации. Интуиция и опыт хороши, когда надо принять единовременное решение. Но привычно опираться на свое наследственное строение и память при решении сложных жизненных задач бессмысленно. Придется постоянно прерывать процесс возобновления.
Задача «продления жизни» является сложной, зависящей не только от самого человека, но и от его окружения. На продление жизни оказывают самое непосредственное влияние жизнеобразующие процессы. Каждый из них охватывает взаимоотношения с членами семьи, рабочего коллектива, друзей. Беспокойство о здоровье и благополучии окружающих людей вносит неравновесности во внутреннее состояние. Поэтому человек должен заниматься не только организацией своей жизни, но и своим внутренним состоянием способствовать изменению к лучшему жизни окружающих его людей. Этим он формирует свой круг общения, создает благоприятные условия, в которых продление жизни становится реальностью.
Конечно, глубина взаимопонимания с каждым из этих людей имеет свою достаточность. Она касается уровня взаимодействия, наличия общей заинтересованности. На работе – это одни отношения, дома другие, с друзьями третьи. Не надо требовать ни от себя, ни от партнера более чем достаточного проникновения в жизнь друг друга. Живой росток взаимопонимания и согласия нельзя заставлять расти быстрей, то есть использовать привычный способ построения взаимоотношений – близости, когда людей объединяет только чувство.
В том случае когда человек опирается на штампы из памяти, на уверенность в правильности своего жизненного опыта, он невольно обрекает себя на ожидание ошибки. Если его представления в отношении рассматриваемой ситуации оказались неточными, чувствует себя виноватым, переживает, что напрасно потратил время и внимание.
Опираясь на интуицию и жизненный опыт, человек берет на себя ответственность, и затем боится быть обвиненным в несовершенстве своего строения и правильности жизненного опыта. Он вынужден постоянно бояться потерять авторитет, бояться, что к нему перестанут прислушиваться, перестанут считаться с его мнением. Это означает, что партнеры будут поступать по-своему. Жизненные условия, созданные ими с учетом своего вкуса и своих потребностей могут оказаться неподходящими для него.
Чаще всего так и происходит, пока хватает сил, приходится терпеть предлагаемые условия. При этом человек, пребывая в условиях созданных окружающими, переживает, что ему перестали доверять. Ощущает свою неполноценность, ущербность. Его состояние близко к отчаянию, так как у него нет другого источника для выбора, кроме интуиции и опыта. И если они дают неверную информацию, то он обречен, ни в себе, ни в своей жизни уже ничего не изменить, ошибка может деформировать жизненную ситуацию. Человек замыкается в устремленности в покой, спокойствие и отдых.
Таким образом, страх ошибки возникает только в том случае, когда человек опирается на свой жизненный опыт.
Если он опирается на информацию, приносимую в настоящее время действующими процессами и зависимостями, несоответствие его предвидения указывает только на то, что не все жизненные факторы были восприняты и осознаны. Учитывая эти факторы в дальнейшем, ему не придется отрицать все предварительные предпосылки. Человек продолжит реализацию своего намерения с той позиции, на которой остановился. Он реализует задачу «продления жизни», и в жизни от данной неточности не произошло ничего необратимого. Она как шла, так и идет.
Точно также поступят и партнеры, которым он сумеет объяснить, на что в реальности происходящего опирал свои выводы. Эта реальность видима каждому, и новые данные не будут отрицать данных предыдущих.
На уровне рефлекторных связей страх своей неправоты, неверности своих суждений заставляет человека для самоуспокоения постоянно «прижимать» себя к источникам своей памяти. Что достигается привлечением внимания и давлением средней части левой стороны языка на проток левой околоушной слюнной железы и «нажеванное» за левой щекой. Кроме того, внимание притягивается к одной из точек опоры, к самой верхней, расположенной на левой нижней части затылочной кости.
В состоянии настороженности и сверхчувствительности человек стремится найти в памяти нужную информацию. Он убежден, что более напряженное состояние помогает не пропустить ничего нужного и полезного.
Так, приковывая себя к источникам своей памяти, отдавая этому максимум внимания, человек оставляет минимум возможностей для системного переосознания представлений о происходящем и будущем. Картина, предстающая перед его мысленным взором, становится все менее полной и четкой. Переставая ощущать платформу видения опорой, он еще больше стремится прижиматься к источникам памяти, дабы не пропустить сигналов. При отсутствии налаженных разумных инструментов видения в мировоззрении человек ощущает действие животных установок, вынужденно подчиняя себя животному мировоззрению, рождаемым им стремлениям и отношению к окружающей реальности.
Таким образом, чем в большей степени человек опирается при выработке своих суждений на интуицию и жизненный опыт, тем в большей мере подчиняется действию животного мировоззрения, его установок, стремлений, видению лучшего для себя в будущем. В связи с этим, организует структуру своего сознания и своей жизни сообразно лучшему в среде дикой природы. Что противоречит лучшему в среде межчеловеческих взаимоотношений.