Жалость к себе чувство полезное, оно помогает человеку избежать опасности, создать запасы и этим обеспечивать продолжение жизни. В то же время жалость к себе полностью парализует инициативную активность, заставляет только демонстрировать свои способности. Человек делается не полезным самому себе, так как жалость к себе влияет на формирование его представлений о лучшем. Управляемый установками системы инстинктов он видит лучшим для себя независимость от существующего, происходящего и будущего. Сохранением запасов и ощущением своего превосходства создает гарантию продолжения жизни в будущем.
В связи с чем, концентрирует внимание на настоящем, тратит жизненную активность, время и средства на реализацию того, что доступно сегодня, в текущий момент. В устремленности к большему пытается достичь наивысшего уровня качества всего, что его окружает. Тем самым не только не производит ничего полезного в настоящем, но и обделяет вниманием процесс организации жизни в будущем.
Животное не имеет возможности изменять структуру своих взаимоотношений с окружающим миром. Его возможность влиять на организацию своей жизни в будущем минимальна. Оно может создать запасы пропитания и накопить избытки сил внутри себя. В настоящем животное может поддерживать готовность ко всему, чтобы чувствовать себя наиболее защищенным при встрече со следующим абсолютно неопределимым мгновением жизни. В связи с этим, сначала съедает самый лучший кусок, а затем набивать живот тем, что осталось. Если этого не сделать, соплеменники не станут миндальничать, а воспользуются моментом и все вкусное утащат, либо пища испортится.
Неразрешимая неопределенность конкретности будущего делает для животного лучшим максимальное использование в настоящем всего, что есть. Система инстинктов инициирует жалость к себе, если упустить возможность в настоящем, это приведет к неприятностям в будущем.
Человек, поддаваясь установкам животной управляющей системы, проецируемой в сознании через состояние жалости к себе, видит для себя лучшим, не тратить силы, время, внимание на то, чтобы думать о будущем, о главном, о направленности жизненных интересов и необходимом для их реализации. Вернее, он думает об этом, но чаще всего облекает свои мысли в форму мечтаний. Но как только его мечты касаются жизненных проблем его близких, ощущает резкое ухудшение настроения. Становится тоскливо и он переключает внимание на другое занятие.
Существующие неопределенности портят настроение, вызывают неприятие, собранность, чисто животную готовность ко всему и конечно, жалость к себе. В этом состоянии человек не видит пользы в рассмотрении последствий тех своих действий, которые будут реализовываться за пределами ближайшего будущего. Заглядывать далее ближайшего будущего, а тем более создавать то, что может пригодиться в далеком будущем, в состоянии жалости к себе, кажется напрасной тратой сил.
Так, поддаваясь устремлениям жалости к себе, человек остается не сориентированными в будущем. Будущее наступает завтра, послезавтра, и все остается по-прежнему. Только к прежним проблемам с каждым днем добавляются новые. И человек оказывается вынужденным действовать в не естественных для себя условиях, в не интересных направлениях. Он не позаботился о взаимопонимании с окружающими, и в наступившем будущем продолжает ожидать удобного момента, чтобы все-таки приступить найти взаимопонимание, согласие и единства видения лучшего.
Но и здесь его настигает жалость к себе. Инстинкт подсказывает, сегодня ты живешь нормально, зачем что-то менять, когда и так хорошо. В результате отношения продолжают строиться по животному принципу, все стараются в меру возможностей соблюдать заведенный порядок и скрывать свои истинные намерения и желания. Жалея себя, не хотят ворошить давно устоявшиеся связи. Поэтому терпят определенные неудобства, недоговоренности, прячут свои замыслы. Не заботясь о взаимопонимании, единстве видения и согласия в будущем, человек приходит к одиночеству, образуемому непониманием окружающих.
Таким образом, установки, реализующиеся в сознании животного в среде дикой природы через состояние жалости к себе, естественны и полезны. В межчеловеческих отношениях они не только не полезны, но и негативно отражаются на жизненных процессах, а также на происходящем во внутреннем мире человека.
На уровне рефлекторных связей концентрация внимания в пределах настоящего и ближайшего будущего реализуется поджатием желудка и пищевода в единый комплекс с удерживаемым за левой щекой «нажеванным». Человек всем телом прижимается к внутренней поверхности линии опоры и через состояние пересыщенности и переполненности образует общее неприятие ко всему вовне. Неприятие в частности направляется к информации об изменениях и о будущем.
Кончик языка упирается в передние зубы, где в старательности растирается новая порция пищи. Внимание сконцентрировано на ней. Эта пища давно не является новой, но человек никак не может оторваться от поиска включений негодного в ней. Убеждение себя в том, что он еще не все сделал в текущей ситуации, поэтому не может думать о будущем заставляет в настороженности и сверхчувствительности искать негодное.
При расслаблении этих напряжений ощущается давление на правую сторону тела. Давление идет спереди справа, оттуда, где моделируется перспектива жизни. Далее расслабляется ротовая полость и возникает страх за жизнь из-за возможности подавиться и задохнуться имитируемым «нажеванным», которое инстинкт заставлял удерживать за левой щекой. Человек ощущает приближение слабости, неспособности удержать «нажеванное» при дальнейшем расслаблении. Система инстинктов инициирует в его сознании жалость к себе, переводя этим внимание из внешней сферы жизни во внутреннюю. Так осуществляется рефлекторный контроль ротовой полости и глотки.
При общем снижении уровня собранности, с помощью которого создавалась иллюзия концентрации всего имеющегося в настоящем прижатым к левой линии опоры, возникает ощущение остывания.
На уровне реального сознания все эти физиологические проявления рождают чувство беспокойства о себе и имеющемся в жизни. Человек вновь концентрирует внимание в устремленности беречь себя и свои запасы. Тем самым ему удается уводить мысли от создания представлений о будущем, главном для себя, направленности жизненных интересов и необходимом для их реализации. А самое главное делать хотя бы небольшие шаги в этом направлении, не дожидаясь, когда это заставят сделать жизненные обстоятельства.