Генерации жалости к себе призывают человека готовить себя к худшему в будущем. Для этого обустраивать свою текущую жизнь максимально комфортно, создавать запасы: материальные, запасы знаний, ощущений, впечатлений. Концентрируясь на текущей ситуации, тщательно отыскивать все, что не удовлетворяет, может помешать длительному хранению запасов и продолжению жизни.
Со стороны жизнь человека, охваченного жалостью к себе, выглядит как хорошо укрепленный замок, окруженный заполненной водой рвом. В этом замке он и готовится встретить свое будущее. Каким оно будет, зависит от обстоятельств. Человек ждет и готовится ко всему.
Для животного, не имеющего возможность организовать свое будущее, это вполне оправданное и естественное отношение к жизни. Оно обустраивает нору или другое укромное место и ждет. К «хорошему» готовиться не надо, если оно случится, это уже хорошо. Ведь «хорошее» для животного, это удачная охота и возвращение в нору здоровым и сытым. Для животного гораздо важнее «плохое», оно не должно застать врасплох. Что является «худшим» и «лучшим», животному понятно, это записано в рефлекторных программах. У каждого вида есть своя ниша в природе, поэтому инстинкт подсказывает правильное поведение. Тот же инстинкт заставляет поддерживать состояние собранности, готовности ко всему, готовности к противоборству, чтобы суметь защитить свою жизнь и имеющееся.
Человек, опирающийся на установки системы инстинктов, в своем стремлении искусственно организовать во внутреннем мире равновесное состояние путем компенсации страхов, воспринимает будущее несущим угрозу. В состоянии жалости к себе поддерживает в отношении будущего избыточно агрессивное рефлекторное состояние «ожидание худшего». Он постоянно как бы надавливает на будущее, на всякий случай пробует свою готовность противостоять. Для чего неосознанно воссоздает напряжения готовности к противоборству и делает толкательное движение правой верхней частью груди, правым плечом и правой стороной лба.
Часто это приводит к устойчивым болям в правой руке и правом плече.
Однажды человек устает поддерживать напряженное агрессивное состояние и решается на то, чтобы подумать о главном для себя и своей жизни. Вместо ответа на свои вопросы он ощущает «откатное» давление расслабляющихся мышц. При расслаблении к мышцам возвращается чувствительность, они будто бы тяжелеют и давят на кости и связки. Кажется, что груз сразу всех жизненных проблем наваливается на плечи, не дает выпрямиться и глубоко вдохнуть. Конечно, человек связывает это с интуитивной угрозой будущих неприятностей.
Он пытается заглянуть в свое будущее дальше, чтобы получить хотя бы приблизительное представление о том, с чем могут быть связаны грядущие проблемы. Но при дальнейшем расслаблении становится еще хуже, он чувствует приближение состояния охлаждения, остывания, страха за жизнь из-за возможности подавиться и задохнуться. Происходит расслабление ротовой полости, в которой всегда имитируется наличие инородных включений, в частности «нажеванного», как запасов на будущее. Вместе со страхом за жизнь действиями системы инстинктов зарождается состояние жалости к себе. На самом деле оно является исключительно рефлекторным, направленным на концентрацию внимания ротовой полости и глотки, но человек не знает об этом, и окончательно падает духом.
На уровне реального создания эту тяжесть и резкое ухудшение настроения он совмещает с попыткой дальновидно оценить расширяющиеся пределы будущего и увидеть нечто неприятное, поджидающее на жизненном пути. Мысли о бренности жизни и об ущербности человеческого тела как такового периодически посещают сознание. И он неосознанно связывает свое внутреннее состояние с постоянно отгоняемой мыслью о приближении окончания жизни. Испугавшись даже не самой мысли, а того, что она приходит в голову, он вновь образует напряжения противления информации о будущем.
Ему становится жалко себя, своих трудов, которые посвятил созданию всего того, чем владеет. Мысль о том, что весь этот привычный мир может в один момент рухнуть, заставляет забыть о своих попытках думать о будущем. А тем более делать это постоянно, вести жизнь путем возобновления всего, начиная с мировоззрения. В итоге он вновь перекрывает все каналы поступления нового, и, усиливая состояние жалости к себе, возвращает процесс мышления в режим «экономии энергии и сдерживания активности», чтобы не пустить в сознание мысль о бренности жизни.
Необходимо учитывать, что сдерживать проникновение в сознание мысли о приближении окончания жизни бесполезно, так как борьба с ней ведется под управляющим действием инстинктов. Человек снова входит в состояние готовности к противоборству и успокаивает страх. Либо концентрируется на текущих делах, чтобы не оставалось времени думать о будущем. Либо в животном состоянии собранности и экономии расхода жизненных сил «растягивает» дистанцию до последней черты.
В среде дикой природы все эти программы позитивно влияют на продолжительность жизни животного. В них животное способно не чувствовать разрушающий организм и психику страх перед неуправляемым приближением срока окончания жизни.
В жизни человека эти установки не только являются самообманом, но ощутимо негативно влияют на состояние организма, психики, на реализацию внутренних функций. Избыточные напряжения, концентрация внимания, сдерживание расхода жизненной активности создают в организме избыточное энергонасыщенное состояние и перенапряжения, разлагающие тело, психику и разум.
Кроме того, концентрация на текущих делах пагубно отражается на жизненных взаимоотношениях. Отчего жизнь становится более напряженной и менее естественной. Что отражается и на внутреннем состоянии.
Единственной возможностью выходить из состояния «ожидания приближения окончания жизни» является устремленность так вести жизненный процесс, чтобы происходящее в нем однозначно позитивно влияло на внутреннее состояние, реализацию внутренних функций, деятельность внутренних систем и структур. В этом случае человек решать задачу продления жизни, создавая для организма все более естественные и благоприятные условия, в которых тот проявляет все более совершенные возможности, оптимально реализует жизненные функции и задачи. Что и позволяет продлевать жизнь далее того срока, который отведен человеку, если он не заботится о последствиях своих мыслей и действий.