Попытки ориентироваться в жизненной ситуации через настороженность и сверхчувствительность

Автор: | 01/01/2010

Мы остановились  на  том, что с помощью инициирования страха  или беспокойства (начальная фаза страха) система инстинктов сообщает человеку о возникновении неопределенности во внешнем или внутреннем круге жизни.  

Животное, ощутив страх или  беспокойство, моментально образует  готовность  к физическому действию. Его мышцы  напрягаются, зазоры в суставах выбираются  до минимума, тело принимает  удобную стойку, как для броска за добычей и противоборства, так  и для отступления.  

Далее  животное образует  готовность оценить качество угрожающей ему  опасности. Для чего входит в состояние настороженности и сверхчувствительности в поиске  источника страха или беспокойства.  Ведь рядом с ним в любой момент может оказаться  крупный  хищник, угрожающий его жизни. 

В современном организованном обществе человек не чувствует опасности до такой степени, чтобы надо было  оценивать свои силы противостоять ей. В связи с чем,  потерял потребность в реализации второй фазы: в настороженности и сверхчувствительности. Крайне редко люди нападают друг на друга, и страхи практически всегда завершаются неудобствами. Человеку не нравится то, что происходит в нем самом, в семье или на работе, но это не угрожает целостности его организма и разрушению жизненной структуры.  

Поэтому   достаточно образовать собранность и  готовность ко всему, как в сознании возникает  твердая уверенность в том, что  выполнены все необходимые действия, что правильно отреагировал на возникшее в сознании беспокойство. Человек  ощущает  спокойствие. 

 

Даже если в отдельных случаях при возникновении страха животная управляющая система воссоздает настороженность и сверхчувствительность, пользы от этого нет. В разговоре, даже в споре можно сколько угодно в сверхчувствительности и настороженности ожидать подвоха и замысла. Ничего не получится. Эти состояния предназначены для анализа ситуаций, связанных с физическими движениями, и помогли бы в драке, информируя о маневрах противника. Либо если партнеры заблудились в  лесу.  

Настороженность и сверхчувствительность предназначена для реальных физических движений, позволяет оценить направленность источников звука или запаха. Но в межчеловеческих отношениях  бесполезна, так как не несет никакой информации.  

В межчеловеческих отношениях ситуация  изменяется, но не за счет физического движения, а за счет изменения представлений о жизни и о внутреннем состоянии партнера. Поэтому человек  постепенно отвыкает воссоздавать эти бесполезные проявления в отношении происходящего в жизни, а тем более будущего.  

 

Таким образом, животный способ реагирования на генерации беспокойства и страха не только бесполезен в жизненных ситуациях человека, но и отнимает время, внимание и жизненные силы. Самое главное, что животный способ реагирования успокаивает и этим можно сказать задвигает  жизненные проблемы, не  инициирует  потребность разобраться в возрождающихся неопределенностях.  

Человек, у которого полно проблем, успокоенный состоянием собранности и готовности ко всему не вспоминает о них до тех пор, пока обстоятельства  не привлекут к  ним внимание. Это означает, что проблемы достигли такого объема, что деформируют жизненный процесс и вплотную подобрались к самому человеку, затрагивают его внутреннее состояние. Неопределенность  через жизненные  обстоятельства  требует своего разрешения.  

 

Необходимо учитывать, что животный способ анализа жизненной неопределенности через настороженность и сверхчувствительность оказывается практически бесполезен для человека. Но разумный способ,  основанный  на воссоздании конструктивного и цельного мировоззрения, последовательного осознания причин, смысла и направленности изменений в  жизни, он  создавать пока не стремится.  

При этом человек  живет, общается с людьми и структурами общества, поэтому  ему приходится использовать привычный способ анализа происходящего, который  предлагает контрольная система инстинктов. Все-таки он не  утерял способность применять в жизненных взаимоотношениях настороженность и сверхчувствительность. 

Инстинкт не  угасает  до конца и в  какой-то мере человек использует  состояния настороженности и сверхчувствительности в непосредственном общении с людьми. Следит  за  интонациями голоса, жестами, мимикой собеседника.  Это помогает почувствовать отношение  к  предмету обсуждения, настроение, степень правдивости слов и так далее.  

В разговоре с одним собеседником человек может уловить скрытые мотивы, настроения, ощущения. Но это не применимо в жизненных ситуациях, где действует много людей. Если человек поставит перед собой  задачу,   опираясь на свои возможности настороженности и сверхчувствительности, выяснить отношение каждого из них к себе  или к предмету  разговора,  на это уйдет слишком много времени. Возможно, за  это время ситуация, а значит, мнение людей по  этому вопросу успеет измениться.  

Поэтому, в какой бы степени человек ни доверял своей  интуиции, настороженность и сверхчувствительность  не применимы при решении серьезных жизненных вопросов.  

 

Важно отметить, если человек делает попытки решать жизненные неопределенности с помощью настороженности и сверхчувствительности, он одновременно обретает представление законченности, полноты произведенного. Животная управляющая система, возможностями которой он пользуется, поддерживая собранность, готовность ко всему, настороженность и сверхчувствительность, дает ощущение достаточности произведенного. После  этого интерес к разрешению вопроса пропадает. Вместо единства видения лучшего, взаимопонимания и согласия человеку кажется достаточным наличие догадок.  

Но догадки нужны только животному, действующему замыслом, пытающемуся обмануть добычу, соплеменников в стае или более крупного хищника.  Организуя свои действия на уровне догадок, человек вынужден действовать в состоянии замысла, скрывая под маской лица свое естественное состояние.  

 

Раздел: Без рубрики