3 декабря 2009 г.
Мы остановились на том, что представление о достаточности нельзя подсчитать, определить и запомнить. Оно является следствием организации жизненного процесса в целом. Если основные жизнеобразующие процессы определены и хотя бы в общих чертах организованы, то достаточность каждого из них человеку понятна. Направленность жизнеобразующих процессов примерно у всех одинакова, это работа, дети, семья, здоровье, и еще какие-либо важные для него занятия. Все эти направленности требуют внимания, перекос одной влечет за собой деформации во всех остальных. Если человек уделяет внимание только работе, забывая о семье и здоровье, последствия скажутся на всем остальном. И так далее. Полнота жизни похожа на цветок ромашки, им можно любоваться целиком. Но стоит потянуть лепесток, тот оторвется и цветок деформируется.
Когда возникает вопрос, сколько времени и внимания уделять той или иной жизненной направленности, надо обязательно представлять себе жизненный процесс во всей его полноте, чтобы не упустить ничего. Что и позволит составить самые общие представления о достаточности. Подобным образом определяется достаточность в каждой отдельной направленности жизни, для чего она рассматривается во всей своей полноте. Поэтому ориентир на главное снимает все вопросы относительно затруднений, связанных с определением достаточности.
В том случае когда человек не придает значения такой с его точки зрения мелочи, как достаточность, не хочет мелочиться, а видит лучшим для себя повышение жизнеобеспеченности, в его сознании с годами нарастают генерации страха. Он вынужден все больше концентрировать внимание, так как боится думать о жизни в целом. Хотя уверяет себя и всех вокруг, что не делает этого, так как определение достаточности никак не влияет на внутреннее состояние или на жизненный процесс. Он пробовал и кроме мороки это ни к чему не привело.
Действительно, пробовать определиться в достаточности занятие бессмысленное. В то же время человек все труднее понимает происходящее. Возможности разума не развиваются из-за концентрации жизненных сил, активности и внимания на поддержании животных генераций и рефлекторных программ. Кроме того, теряются связующие звенья, указывающие на момент зарождения текущих событий. Жизнь представляется состоящей из случайностей, поэтому в ней пугают даже изменения к лучшему.
Так человек, когда-то устремивший себя видеть лучшим в будущем, повышение благосостояния и жизнеобеспеченности, входит в состояние ожидания неприятностей вовне. Причем, ждет неприятностей таких, с которыми явно не в силах справиться. Его воображение создает картины возможных бедствий, леденящих кровь случайностей, ужасных болезней. Это происходит систематически с каждым, когда человек теряет инициативу в процессе ведения жизни. Незаметно подступает плохое настроение и откуда-то изнутри наплывают мысли о том, что не может быть, чтобы все было хорошо. Система инстинктов заставляет в установившемся благополучии с особой тщательностью искать плохое.
В связи с чем, человек вынужден пребывать в состоянии максимальной готовности к противостоянию силе, заведомо превышающей его собственную, поддерживая наивысший уровень настороженности и сверхчувствительности. Сознание переполняют генерации страха.
Пребывание в подобных запредельных по возбуждению и напряженности состояниях быстро утомляет, и агрессивное возбуждение сменяется депрессивным состоянием. Устремленность к покою и отдыху, сдерживание расхода жизненной активности, зашлакованность организма и нервной системы делает человека на какое-то время бездеятельным и невосприимчивым. Затем, отдохнув, освободившийся от шлака организм, восстановившаяся нервная система и психика возвращают его в агрессивное состояние. Устремленность к повышению уровня жизни путем поддержания высокого уровня напряженности и устремленность в покой представляют собой диалектическую пару единства и борьбы противоположностей.
Не ритмичные жизненные процессы агрессии и депрессии разрушают организм, нервную систему, психику и структуры разума. Сам человек, будучи то агрессивным, то депрессивным, становится все менее понятным окружающим. Отчего его жизненные связи разрушаются, его сторонятся, как не последовательного в своих мыслях и действиях.
Таким образом, устремленный видеть главным для себя в будущем повышение уровня благосостояния, разрушает себя и свою жизнь. Причем, скорость разрушения зависит от уровня изменений общих процессов в цивилизации. А уровень реальной возможности обеспечить себя всем необходимым скорее всего снижается.
Жить с ощущением страха тяжело, и человек находит выход в позитивной устремленности к благости внутри себя и аскетизму, которые приведут к благополучию, равноценному обеспеченности в жизни. На первый взгляд подобная устремленность не содействует накопительству и созданию избыточных внутренних состояний. На самом деле благость и благополучие отражают устремленность человека к неизменности, стабильности, незыблемости. Стремясь к благости внутри себя, он стремится не ощущать в себе дурных мыслей, страхов и агрессивных проявлений.
Интуитивно человек видит возможным их отсутствие только в том случае, если в его жизни, в жизни его близких и в окружающем мире ничего не будет меняться. Представляется, что все вокруг должно прийти к более совершенному уровню и в нем застопориться. Человек верующий таковым уровнем представляет рай, где у каждого все есть, и никто не беспокоится о своем будущем.
Но в таком раю, где все есть, никто никому не нужен. Более того, устремленность к лучшему, которая не может покинуть человека даже в этом законченном обществе, переполняет его. Другими словами человека переполняет избыток, который, как мы выяснили, легче всего тратится в собранности и готовности к противоборству. В итоге, в обществе, где нельзя приложить свои возможности, человек невольно становится агрессивным.
Кроме того, в реальной жизни, устремленность к благополучию и благости приводит человека к уверенности в том, что внутренняя равновесность может быть достигнута безотносительно конкретности его взаимодействий и взаимоотношений. Будто бы она образуется, как некое свойство его внутреннего мира. В связи с чем, он ощущает инертность в отношении познания сути происходящего в окружающем мире, в жизненной ситуации, в жизни близких и знакомых людей. Человек предполагает, что благодать должна «опуститься» на всех каким-то чудесным образом, без его участия. Этим сдерживает устремленность готовить свои возможности, взаимодействия и взаимоотношения к конкретности жизненных ситуаций в будущем, сдерживает стремление понимать происходящее в сознании близких и знакомых.