Любые позитивные изменения возможны только во взаимодействии с окружающими людьми. Однако действуя в прошлом во взаимоотношениях с людьми силой, человек успел почти окончательно разрушить возможность ведения диалога, то есть возможность нахождения взаимопонимания и согласия, которые и позволяют не действовать силой не только физической, но и силой авторитета и убеждения.
В итоге человек оказывается перед необходимостью решать самый сложный этап разумных преобразований – это восстановление возможности обмениваться мнениями без привычного неприятия друг к другу, а точнее без неприятия к чужому мнению. Привычно поддерживаемые рефлекторные программы неприятия затмевают способность человека слушать и слышать чужое мнение, чужой взгляд на происходящее, чужое восприятие действительности. Научиться упреждать это неприятие действием разума – это трудоемкая и длительная часть процесса реорганизации жизненных взаимоотношений с людьми. На восстановление такой возможности ведения разумного диалога, как правило, уходит от 2 до 5 лет.
Но так как мы все равно продолжаем общаться с близкими, коллегами и партнерами по деятельности, то отрезки времени от 2 до 5 лет воспринимаются не такими уж недосягаемыми. Время пролетает быстро и незаметно наступит момент, когда будет интереснее искать взаимопонимание и согласие на основе общих интересов, чем вступать в противоборство и конфликтовать, достигая при этом крошечных выгод, а затрачивая при этом колоссальное количество внутренних ресурсов: энергии, времени и внимания на подавление мнения другого человека и на перепроверку успешности своих усилий.
На первом этапе достижение взаимопонимания и согласия возможно по очень узкому кругу вопросов. Большая разница в мировоззрении, в представлениях о жизни, в лучшем для себя, не позволяет сразу искать взаимопонимание и находить согласие по текущим жизненным вопросам.
Вначале необходимо заложить фундамент для будущего взаимопонимания, опираясь на наиболее общие позиции мировоззрения, касающиеся закономерности и не случайности существующего, происходящего и развития будущего в процессах, происходящих в окружающем мире.
Опираясь на закономерность мира, можно продолжить строительство фундамента взаимопонимания, рассматривая вопросы о главном для себя и своей жизни и значимо влияющем на развитие линии главного.
И только после этого можно перейти к вопросам структуры живого и разумного, то есть к вопросам касающимся сути животной и разумной смысловой идеи.
Такой планомерный и постепенный процесс позволит не уничтожить в партнере индивидуальность, а даст возможность ее развить. Иначе, при поспешности в процессе налаживания взаимопонимания, можно получить не партнера, имеющего свои взгляды и мнения, а иждивенца, питающегося чужими идеями, а хуже того, чужими разумными возможностями, не развивая свои.
В основе любого взаимоотношения и взаимодействия должен быть смысл. Если партнеры видят его в совместном общении для развития своей жизни в сторону более экономичной организации жизненного процесса, в сторону развития возможностей разума для удовлетворения потребности в новизне и самоактуализации, то главным для них становится стремление расширять в будущем объем диалога. Поддержание единой разумной смысловой направленности значительно облегчает взаимодействие партнеров, особенно взаимодействие тесное.
Возрастающее доверие партнеров друг к другу постепенно ослабляет действие рефлекторного неприятия к чужому мнению и не заставляет в то же время принимать его на веру. Партнеры понимают, что лучшее в будущем достигается не дележом общего куска, а совместным возобновлением возможности получения этого куска с меньшими затратами и лучшего качества. Именно совместным, потому что вести процесс возобновления одному с возрастом становится практически невозможно. И не потому что трудно заработать на кусок хлеба, а потому что невозможно упростить этот процесс из-за исчерпывания собственных возможностей нахождения и претворения в жизнь новых идей организации жизни. Партнеры и объединяются на условиях согласия, взаимопонимания и взаимопомощи, чтобы поддерживать друг друга при возобновлении всего в себе и своей жизни.
Когда между партнерами образуется хотя бы общее представление о том, зачем они нужны друг другу, ради возможности продолжения они способны идти даже на компромиссы. Тем более что любые компромиссы временны, практика жизни покажет истинность идей. Либо они подтвердятся жизнью, либо на их место придут новые.
Постепенно каждый партнер начинает ощущать более экономичным и естественным обмен идеями и мнениями и совместные действия по их реализации. Становится интереснее искать согласие и общие интересы, нежели конфликтовать и противоборствовать, искать свою правоту в мелочах, но проигрывать в главном, в возможности вести изменения к лучшему в будущем. Постепенно все начинают ощущать пользу от создания общих представлений, общего видения в сознании, совместного понимания жизненных проблем и вопросов.
Обретаемое общее представление о лучшем позволяет не отвлекаться на постоянный контроль над действиями партнера. Общность видения лучшего позволяет уделять больше внимания осознанию хода всего, что производится совместно, самой реализации действий по изменению существующего к лучшему. Что в еще большей степени снижает уровень рефлекторного неприятия.
Примером раскрытия возможностей может служить процесс обучения ребенка чтению и письму. Можно конечно заставить его заучивать и зазубривать, что сделает его на долгие годы несамостоятельным и безынициативным. А можно научить его соответствию букв и звуков, и подвести его к инсайту, то есть озарению, пришедшему в результате его собственного труда, когда написав незнакомое сочетание букв, ребенок прочитает знакомое слово. А тем более, если это будет родное и теплое слово МАМА.