1 июня 2009 г. Необходимо учитывать, что попытки действовать разумно, но держать в запасе возможность реагирования несогласием, приводят человека в довольно тяжелое внутреннее состояние. Образуемую этим состоянием черту характера человек называет своей нерешительностью.
Суть состоит в том, что при попытке сдерживать в себе генерируемое состояние готовности к несогласию существующая в человеке программа инстинктов вводит его в состояние крайней приниженности (затаенности). Что соответствует замиранию и скрытности животного в окружении опасности, которую несет с собой неопределенность.
На уровне рефлекторных связей повышается уровень рефлекторных напряжений, составляющих режима экономии энергии и сдерживания инициативной активности. Повышается уровень напряжений собранности, с помощью которых уменьшаются зазоры в суставах, в том числе в позвоночнике. Человек как бы становится меньше ростом. При этом сдерживается деятельность сердца и дыхания, снижается уровень обменных процессов. Напряжениями ежения сжимается кожа, чтобы уменьшить испарение через поры тела и не выдать себя своим запахом. Пережатие кровотока по конечностям содействует уменьшению потери тепла. Напряжениями прижатия к внутренней поверхности опоры и «сдерживания скатывания по наклонной плоскости» человек пытается отстраниться от настигшей его неопределенности, чтобы она, как хищник, «прошла стороной».
Но периодически инстинкт заставляет человека войти в крайне агрессивное состояние, в котором, опираясь на установки животной управляющей системы, он ощущает себя способным силой преодолеть любую неопределенность. Он заставляет себя совершить решительное действие. Этим действием человек хочет доказать себе свою дееспособность. Он достигает цели, но настроение портит тягостное чувство ответственности за принятое решение.
Естественно, что обе эти позиции разрушают и организм, и психику. В позиции затаенности человек ощущает потребность сворачивать свое внимание. Конечно, он не затаивается и не дремлет в норе, как животное. Человек живет полноценной жизнью. Но, чтобы не отвлекаться на имеющиеся в своей жизни нерешенные вопросы, он постоянно концентрирует внимание на текущем действии. Это помогает не видеть неопределенности, а самое главное не бояться их. Долго находиться в страхе нельзя, так как можно быстро себя разрушить, поэтому инстинкт подсказывает возможность не замечать неопределенности, концентрируя все внимание на чем-то одном.
В состоянии крайней агрессивности человеком овладевает ощущение всесильности, всемогущества. Оно заставляет идти напролом, так как переполняющий избыток своими агрессивными средами обжигает рецепторы, и нацеливает на противоборство. Конечно, как и в затаенности, человек, нацеленный на противоборство не расположен во всей полноте осознавать происходящее, строить картину будущего, выбирать наиболее оптимальные пути для реализации своих намерений. Его внимание занято целью, которую надо достичь. Он достигает цели, но ничего не знает о характере последствий своих действий, поэтому ощущает ответственность.
Таким образом, попытки оставить в запасе возможность проявлять несогласие оканчиваются тем, что человек теряет интерес к расширению и углублению своих познаний относительно основ строения мира, жизни и человека. Тем более к системному, последовательному переосознанию происходящего, прошлого и будущего во всех сферах жизни. Его внимание всегда занято текущими делами.
Проявляя то нерешительность, то решительность, человек торопится, потом замирает в ожидании последствий своих действий. То есть действует методом пробования.
Тот же метод проб он использует в процессе ведения разумных преобразований. Стремление жить разумно, но при этом сохраняя готовность к несогласию, выражается в том, что человек делает лишь отдельные попытки разобраться в происходящем. В связи с чем, его внимание привлекают частности. Он увлекается изменениями к лучшему в этих частностях. Но делает это непоследовательно, бессистемно, в результате не ощущает никакой пользы для себя от разумной деятельности. Постепенно вообще теряет к ней интерес.
Разумные преобразования нельзя вести только теоретически. Если каждый шаг не подкреплять практикой, конкретными делами, сознание человека никогда не освободится от сомнений. Система инстинктов ни за что не уступит управляющее действие системе разума. Этими сомнениями человек убедит себя в том, что разумные преобразования никаких изменений к лучшему не приносят, наоборот, только усложняют жизнь.
Итак, становится понятно, что состояние несогласия не может присутствовать частично в сознании человека. Как только человек позволяет себе поддерживать несогласие или хотя бы пребывать в его ожидании, контрольная система инстинктов во всей полноте овладевает его вниманием. Разум инициирует активность интересом и обеспечивается энергией только для непосредственной реализации намеченного действия. Контрольная система инстинктов инициирует активность страхом, поэтому вырабатывает энергии гораздо больше, чем может понадобиться. Ведь неизвестно, с чем или с кем придется бороться.
Поэтому переполненный избытком энергии человек сразу торопится принимать решение или терпеть. Никакого преимущества состояние несогласия не дает. Скорее наоборот, человек теряет возможность анализировать и проецировать развитие ситуации в будущее. Он так и живет всю свою жизнь на распутье, вынужденный постоянно делать выбор, а потом сомневаться в его правильности.
Состояние несогласия грузом висит на сознании человека, не давая ему подняться над планом своей жизни, чтобы увидеть ее во всей полноте, со всеми связями и зависимостями. Привычка концентрировать внимание не дает охватить мысленным взором происходящее, а присутствующий в сознании страх не дает посмотреть вдаль. Все это происходит только потому, что система инстинктов нацеливает на борьбу.
В том случае когда человек понимает преимущества ведения жизни путем создания более экономичной ситуации в сознании и жизни, его охватывает интерес к решению сложных жизненных задач. Этот интерес сродни азарту.
Раз возникла неопределенность, отрицать ее, не соглашаться с ней бессмысленно. Она уже есть. Человеку интересно вскрыть внутренние ресурсы индивидуальных возможностей разума, и найти новый путь изменений к лучшему. При этом он не ощущает тягостного чувства ответственности. Дело в том, что человек не торопится, а действует последовательно и понятно для окружающих. Ему важно своими полезными действиями не ущемить интересы других людей, не вызвать противления. Поэтому путь к реально полезному результату может быть довольно долгим. Но для ведущего изменения к лучшему важна не позиция, которую он в данный момент занимает, а направление, в котором он в данный момент движется.
Зная природу и привычно ощущая действие состояния несогласия, человек учится достаточно быстро выходить из него. По мере совершенствования познаний о строении мира, жизни и самого человека избыточность внутренней энергонасыщенности в теле и возбуждение в психике снижается. Вместе с ними снижается уровень генераций состояния несогласия. Выходить из него становится все легче.