24 марта 2009 г. Итак, основной причиной накопления избытка энергонасыщенности, внутренней напряженности и возбуждения является использование рефлекторных удовольствий для повышения уровня удовлетворенности жизнью. Для чего система инстинктов инициирует в человеке устремленность в состояние покоя, спокойствия и отдыха. Муссируя «нажеванное» в процессе восхищения и любования запасами, красотами природы, произведениями искусства, человек погружается в этот процесс и может не думать о жизненных проблемах.
Для животного инициативная активность сопряжена с опасностью для жизни. В сознании человека возникает ощущение наивысшего уровня безопасности для своей жизни, когда он может не думать о жизни, а наслаждаться красотой.
Подобным же образом удовольствие доставляет занятия йогой, увлечение религией, восхваление Всевышнего, молитвы в его честь и просьбы к нему. Они также воспринимаются, как оторванные от процесса жизнеобеспечения действия. Обращение к символу Всевышнего воспринимается как нечто, относящееся не к процессу жизни, а к взаимоотношениям с более высокими сферами.
Хотя, если предположить, что Всевышний по уровню своего развития не ниже современного человека, то вряд ли ему доставляет удовольствие слушать хвалы в свою честь, а тем более, просьбы. Трудно представить, что его интересует масса безынициативных людей, которые обладают возможностями разума, но при этом не используют их, а только просят и ждут благодати.
Таким образом, процесс взаимоотношений с высшими сферами также является способом получения удовольствия коротким путем, вне реализации жизненных функций, задач, вне взаимоотношений и взаимодействий с окружающими людьми.
Необходимо учитывать, что для животного рефлекторные удовольствия, это единственный способ активизировать интерес к реализации тех жизненных функций, с опорой на которые он может вести жизнь в среде дикой природы. Достижение возможности реализации этих рефлекторных задач для животного совсем не простое дело, ведь его активность сопряжена с опасностью для здоровья и даже для жизни. Именно поэтому ему нужен стимул для обретения интереса к тому, чтобы в следующий раз покинуть нору и выйти на охоту. Подобным стимулом является процесс насыщения, когда гормоны удовольствия соответствующим образом изменяют обмен в организме.
Человек использует животные удовольствия сверх необходимости. Он ест гораздо больше того, что способен истратить в процессе жизнедеятельности. Это ведет к избыточному насыщению. Избытки либо откладываются в виде жира, отягощающего деятельность организма. Либо, являясь агрессивной частью среды, выжигают внутренний эпителий, нарушая деятельность образующих организм систем и структур.
Оттого, что человек есть много вкусного, он получает удовольствие, но при этом наполняет организм избыточными продуктами обмена. Оставаясь физически мало подвижным, он при этом постоянно поддерживает высокий уровень собранности и готовности к противоборству. В связи с чем, агрессивные среды, с помощью которых организм готовится к борьбе, не успевают расходоваться. В итоге они сжигают сам организм, а возбуждение от готовности к борьбе деформирует психические процессы.
Точно таким же образом действуют доставляющие удовольствие, но применяемые без необходимости, состояния старательности, неприятия. Не имея реального выхода в виде физических действий, вырабатываемые внутренние среды разрушают организм и мешают реализации жизненных действий. Человек устает, становится вялым, раздражительным.
Конечно, человек не может заставить себя, не использовать возможности получения легкого и быстро доступного рефлекторного удовольствия. Для этого ему необходимо не просто проявить инициативную активность, а заниматься этим постоянно. Надо сформировать конструктивное мировоззрение, восстановить представления о лучшем, о главном для себя и своей жизни, способность видеть и понимать лучшее. Кроме того, организовать не только свое сознание, но и жизненные взаимоотношения так, чтобы иметь возможность реализовывать это лучшее. Только устремив себя быть системно и реально полезным, человек становится способным получать удовольствие от жизни.
Казалось бы, какое уж тут удовольствие, если надо постоянно быть в гуще жизненных событий? На самом деле, вступив на путь разумных преобразований, человек получает возможность обретать удовольствие не от того, что нашел удачный способ спрятаться от жизненных проблем, а от самого процесса жизни. Это удовольствие от произведенных позитивных изменений, которые совершенствуют условия взаимоотношений и взаимодействий с окружающими людьми, и одновременно совершенствуют его внутреннее состояние. Он получает удовольствие от решения жизненных вопросов, которые постепенно перестают вырастать до размеров жизненных проблем.
Все дело в том, что человек доверяет возможностям своего разума. Он понимает, если жизненная ситуация тормозит общее движение, значит, в ней надо что-то изменить. Нет смысла от нее отмахиваться, надо сразу воссоздать в сознании модель всего жизненного процесса, во всей его полноте. Затем дать возможность разуму проанализировать происходящее, то есть ответить на поставленный вопрос.
Дать возможность разуму, это означает, не воссоздавать своего отношения. То есть попытаться поддерживать в сознании модель, не используя эмоций. Эмоции сразу внесут дополнительный дисбаланс, объективная картина ситуации не раскроется и человек не сможет принять нужный ответ. Сколько времени потребуется для поиска ответа, нельзя сказать заранее. Чем сложнее процесс и чем больше людей он затрагивает, тем дольше. Но в любом случае разумная система, являясь единой для всех, позволит найти возможность для движения к лучшему жизненного процесса в целом.
Даже если остальные участники ничего об этом не знают, найденный единой разумной системой наиболее оптимальный выход позволит каждому принять его, как лучшее для себя.
Таким образом, человек получает удовольствие от своей способности, используя возможности разума, находить лучшее продолжение изменения своего жизненного процесса. Удовольствие заключается в том, что он всегда ощущает равновесное управляемое состояние, не требующее пребывания в покое, спокойствии и отдыхе.
Пребывая в состоянии покоя, спокойствия и отдыха, человек любой жизненный вопрос воспринимает с неудовольствием, и ощущает беспокойство, если не может найти выход сразу. Установки системы инстинктов требуют либо найти решение, либо затаиться и ждать. Он старается отвлечься, отложить, перетерпеть неприятную ситуацию. Нерешенные вопросы создают жизни дополнительные проблемы. Убегая от проблем, человек их усугубляет. Наконец, наступает момент, когда терпение кончается, и он совершает решительное действие. Решительное действие, это как падение гильотины, под нож которой попадает все подряд. Человек оказывается лицом к лицу с оборванными связями, нарушенными зависимостями, и создает себе новые проблемы.