22 марта 2009 г. Подобно рефлекторным напряжениям старательности на языке моделируется система напряжений, ориентированная в сторону не нравящегося.
В связи с сомнениями в своей способности видеть и понимать лучшее, человек неосознанно использует те же напряжения языка «удержания нажеванного за левой щекой» и «удержание негодного у правого нижнего клыка» для обострения чувствительности к худшему. Ему необходимо четко обозначить рефлекторную позицию «худшего» в процессе реализации своей устремленности к лучшему путем противоборства с худшим.
В этом случае язык опирается левой частью своего кончика в передние левые верхние зубы, а его левая средняя часть, как бы фиксируя «нажеванное за левой щекой», прижимается к району крайних левых зубов верхней челюсти. Рецепторные окончания языка, определяющие качество разжевываемого из новой порции и «нажеванного за левой щекой», затекают от этих напряжений и теряют чувствительность.
Потеряв свою чувствительность, они не отвлекают и не мешают концентрировать все внимание на поиске негодного, на его накоплении у правого нижнего клыка, а затем отдавливании в сторону правого уголка рта наружу.
Эта схема рефлекторных напряжений соответствует напряжениям готовности к противоборству. Внешне готовность к противоборству выражается в том, что напряженный язык заставляет сжать лицо, в частности рот и губы, которые при этом становятся тонкими. Глаза прищуриваются, а все лицо становится сосредоточенно напряженным. Готовностью к противоборству, опираясь на «готовность к выташниванию» и неприятие, человек вводит себя в наивысшее по уровню агрессивности состояние.
Поддержание всей этой системы напряжений является очень сложным, а сам процесс выташнивания, то есть движения пищи в обратную сторону, даже опасным для организма. Ведь содержимое желудка может попасть в дыхательное горло, следовательно, возникает возможность подавиться и задохнуться.
Но организм устроен так, чтобы этой опасности избежать. При реализации данной программы рефлекторно сдерживается сток слюны для ее накопления. Что при необходимости позволит промыть ротовую полость и район правого нижнего клыка, где скапливается имитируемое негодное.
При реализации системы напряжений «движения к лучшему путем борьбы с худшим» внимание полностью концентрируется на производимом действии, на противоборстве, противлении, противостоянии, убеждении окружающих в своей правоте. Каждый из них в данном случае становится противником. По отношению к противнику, даже условному, животная управляющая система вырабатывает отношение ненависти, опирающееся на страх за жизнь. Для животного проигрыш в противоборстве может стоить жизни. Контрольная система инстинктов реагирует на сигнал и готовит человека к борьбе с чужим мнением с такой же тщательностью, как к борьбе за жизнь.
Поэтому человек, используя противление худшему для движения в сторону лучшего, в каждом своем действии и взаимоотношении обретает состояние ярости, ненависти. Как бы он ни пытался свою ярость сдерживать, ничего не получится, инстинкт самосохранения, который в данном случае заботится о возможности продолжения жизни, преодолевает любое сопротивление. Внутри человека все клокочет. Чем больше он пытается сдерживать собственную ярость и ненависть, тем сильней они проявляются.
Конечно, эти мощные животные генерации разрушительно действуют на организм и психику человека. Кроме того, его внимание сосредотачивается на борьбе, а это резко сужает горизонты видимого и осознаваемого. Человек в подобном состоянии, управляется в большей степени действиями системы инстинктов, и не в силах оценивать смысл производимого.
Фактически он превращается в разрушительную машину, в большей степени нанося вред себе. Как это ни странно звучит, но человек при этом получает удовольствие. Иначе он ни за что не стал бы проявлять агрессию. Как и в двух рассмотренных ранее животных состояниях, направленных на компенсацию неудовлетворенности, «смаковании, любовании» и «старательности», человек получает удовольствие на рефлекторном уровне.
Удовольствие на рефлекторном уровне рождается, в связи с наиболее качественным проведением действий по очистке желудка и ротовой полости от негодного и неприятного. С позиции системы инстинктов освобождение от негодного должно привести к оптимальному состоянию, рождающему более высокий уровень удовольствия. Поэтому люди и получают удовольствие от споров, диспутов, агитации, убеждения, доказывая свою точку зрения. В процессе активного монолога слюной «вымывается» негодное, и остается только имитируемое нажеванное за левой щекой.
Таким образом, все создаваемые на уровне реального сознания эмоции, чувства и состояния имеют в своей основе чисто физиологические рефлекторные программы. Именно они позволяют человеку обретать удовольствие, предусмотренное аппаратом рефлексов, инициирующих эти состояния.
Эти рефлекторные программы человек использует для компенсации низкого уровня удовольствия, удовлетворения и удовлетворенности собой и жизнью, в том случае когда уступает животной устремленности к покою. Животная устремленность в покой, спокойствие и отдых создает в сознании человека состояние дремоты. В связи с чем, его мысль движется исключительно по однажды продолженным ходам.
Эти реакции на происходящее в жизни сложились под влиянием обстоятельств. Проявлять инициативу и ломать привычный ход жизни нет желания и сил. Человек привычно ждет внутреннего сигнала к инициативной активности. Пока такого сигнала нет, он находит удовольствие на уровне рефлекторных связей, в процессе очищения от постоянно накапливающегося негодного.
Так и живет человек в постоянной борьбе за лучшее, но к лучшему его агрессивные действия не приводят. Лучшее всегда приходит к нему со стороны. Человек и его встречает с неприятием, а потом привыкает.