Известно, что подавить силой воли действие контрольной системы инстинктов нельзя, поэтому нельзя заставить себя не быть агрессивным по отношению к близким и окружающим людям, ни в мыслях, ни в действиях не иметь по отношению к ним неприятия. Кроме того, нельзя заставить себя не быть агрессивным по отношению к самому себе, к своим недостаткам, к собственному телу. Рефлекторная система контролирует процесс жизнеобеспечения, она инициирует выработку энергии. Сколько бы человек ни старался сдерживать животные генерации, он будет тратить силы на то, чтобы, добывая энергию из того же источника, то есть инициируя эти генерации, их же подавить. Он будет идти к лучшему путем уничтожения худшего.
В современном мире физические возможности человека развиты в довольно высокой степени. Спортсмены показывают чудеса выносливости и при этом борются за сотые доли секунды. Природа недаром предусмотрела в человеке еще одну управляющую систему, систему разума. Основной потребностью человека является проявление индивидуальности, ему хочется быть похожим и все-таки быть лучше других. Именно развитие индивидуальных возможностей разума позволяет это сделать быстрее и проще всего. Люди могут и в перспективе не должны использовать во взаимоотношениях силу. Хотя силовые возможности никуда не денутся, и при необходимости человек всегда сможет ими воспользоваться в той степени, которая допустима между людьми в данной ситуации.
Способы развития физических возможностей хорошо изучены, и современный уровень цивилизации позволяет приступить к совершенствованию индивидуальных возможностей разума. Тогда человеку не придется бороться за то, чтобы быть не хуже. Замещать силовые возможности разумными человек может в процессе изучения и понимания сути действия установок системы инстинктов в своем сознании. Разумных возможностей не может не хватать для того, чтобы приступить к их развитию и совершенствованию. Вопрос в желании, в наличие потребности, не использовать во взаимоотношениях силу.
Для этого важно заместить животную смысловую идею «сохранения» разумной смысловой идеей «возобновления всего в себе и своей жизни». Разумная смысловая идея предусматривает реализацию любого текущего действия для того, чтобы сделать следующий, а за ним еще один шаг. То есть предусматривает последовательность действий, смыслом которых является возобновление. Для этого требуется постоянное поддержание в сознании общей картины жизненного процесса, представления о главном для себя и своей жизни.
Без устремленности определиться относительно главного для себя в будущем, в объеме необходимого и достаточного для продолжения жизни, человек вынуждает себя воссоздавать напряжение сдерживания своей агрессивности и неприятия. Отчего сильно устает, думая о близких и действуя вместе с ними. Уровень страха и агрессивности при этом не уменьшается, а усталость во взаимоотношениях увеличивается. Отчего невольно затаивает обиду на окружающих и близких. Он старается преодолевать себя, чтобы не показывать своего недовольства, не быть агрессивными, терпеть капризы. Но видит, что его старания должным образом не оцениваются. И это правильно. Ведь каждый оценивает только степень пользы действия другого человека на себя и свою жизнь, а не затраты, которые тот несет.
Итак, человек идет к лучшему путем подавления худшего, то есть путем отбора негодного из добытого им плода. На уровне рефлекторных связей реализация освобождения от худшего из имеющегося заставляет приковывать внимание к району левой гланды, где нажеванное «процеживается» в поисках «косточек» и негодного. Второй точкой приложения внимания является правый нижний клык, где отделяется негодное из разжевываемой порции пищи в сторону правого уголка рта.
Таким образом, в поиске лучшего путем отбрасывания худшего внимание всегда сконцентрировано на текущем действии в круге насущного.
Когда надоедает, человек направляет свое внимание на поиск нового. Его внимание нацеливается несколько вперед вправо вверх, распространяется широко и вдаль, отыскивая лучший плод из многих. Найденный плод притягивает внимание и рождает активность движения к нему. Это состояние является основой и движущей силой интереса.
Таким образом, обретая состояние интереса, человек, управляемый установками системы инстинктов, неосознанно отрывает внимание от привычного, и направляет его вширь и вдаль, по сути дела, за пределы своего жизненного процесса. Это объясняет рефлекторную основу того, почему интересно только то, что не связано с кругом насущного и реализацией жизненных действий по поддержанию круга жизнеобеспечения.
Из этого можно сделать вывод.
Имитируемая позиция нажеванного, это круг «своего», круг привычных дел, взаимоотношений и взаимодействий. Разжевываемая порция пищи, это текущее действие, которым человек занят в круге «своего», например, общается с близкими, детьми. Если человек захочет проявлять состояние интереса в круге привычного, то ему придется заставлять себя это делать, и одновременно неприятием сдерживать внимание от распространения вширь и вдаль. Этим он снова будет создавать избыточные напряжения и генерации, которые какое-то время сможет подавлять, а потом «взорвется» неприятием ко всем и ко всему вокруг.
Конечно, существует путь разумный. Это возможность связать взаимными интересами систему инстинктов и систему разума. Для чего необходимо понять, что свой жизненный процесс и свои жизненные связи и зависимости распространяются гораздо шире круга привычного. Все в этом мире связано воедино, и при реализации своих действий каждый пользуется знаниями, благами и возможностями, предоставляемыми Цивилизацией, обществом, людьми, возможностями общих систем и структур. Современный мир становится досягаемым для человека, помогают ему в этом СМИ, средства связи, интернет, транспорт, возможность путешествовать.
Следовательно, современный человек имеет возможность черпать все необходимое для себя не на отдельной поляне, а везде. Для чего должен организовать свои взаимоотношения и взаимодействия, то есть выполнять определенные обязательства.
Животная установка «выбирать нужное (самое вкусное, необходимое и полезное)» совпадает с разумной устремленностью, организовывать свои взаимоотношения с обществом и его структурами. Конечно, человек не может организовать свои взаимоотношения со всеми структурами общества и собирать необходимую для ведения жизни информацию. Он определяет главное для себя, а все остальное реализует в пределах необходимого и достаточного для ведения жизни.
В этом случае человек способен воспринимать любую ширь и даль частью своего жизненного процесса. Его внимание полностью распределено и занято. Как бы далеко внимание не распространялось от реализации функций и задач жизни, оно всегда находится в пределах жизненного процесса человека, и в то же время в доступной для него шири и дали происходящего во внешней сфере жизни.
Таким способом человек становится способным устранить противоречие между действующими в нем установками инстинктов и обрести состояние интереса при осознании происходящего в своей жизни и при реализации своих действий.