Инстинкт

Автор: | 28/09/2008

Мировоззрение – это система взглядов на жизнь, именно система. И эта система должна объяснять не всегда логичное поведение окружающих людей и в том числе наше поведение. Хотя на самом деле логика присутствует во всем. Эту логику понять можно только подключив процесс познания методом анализа и синтеза. Метод проб и ошибок применим как составная часть общей системы познания, особенно в начальной фазе их развития. Метод подражания и сравнения применим также как составная часть общего процесса познания, а также при отсутствии полностью сформированного собственного мировоззрения, то есть опять-таки как фаза развития возможностей разума. В фазе формирования полноты системы взглядов на мир необходимо опираться на мировоззрение, которое поддерживается социумом, поэтому поведение человека копирует поведение окружающих людей, пока человек сам не разберется с логикой этого поведения, с причинно-следственными связями, идущими из глубин подсознания, основанными на программах инстинктов самосохранения.

Инстинкты самосохранения можно разделить на инстинкт самосохранения непосредственно индивида и инстинкт самосохранения вида, в нашем случае общества. Обе системы созданы природой для решения задач, реализуемых в среде дикой природы, в среде, на которую мы могли оказывать минимальное организующее воздействие. При таких минимальных возможностях делать окружающую среду благоприятной для жизни выработались программы инстинкта самосохранения. Эти программы не делают живое существо неподвижным, наоборот они включают и выключают различные физиологические программы, которые синхронно с окружающей средой изменяют саму структуру и функции животного. С наступлением неблагоприятных условий для получения пропитания, животное начинает снижать активность и экономить внутренние ресурсы и те запасы, которые сделало в благоприятный для получения добычи период. Более того, некоторые виды не просто впадают в спячку, а то и вообще замерзают на зиму.

Зачем же эволюция уменьшает период спячки? Только для того, чтобы увеличить период, в течение которого живое существо может продолжать взаимодействовать с окружающим миром, продолжая собирать и обрабатывать информацию. Интерес к новизне постепенно от вида к виду развил способность не только возобновлять свою живую структуру, но и делать это без перерыва на зиму, на неблагоприятные условия для возобновления своей живой сущности. В результате эволюции возникли люди, которые не просто ушли от зависимости своего насыщения от погодных и климатических условий, но научились изменять окружающую среду таким образом, чтобы она становилась более благоприятной для жизни, а не только для получения пропитания.

Однако наработанные и переданные информационно в генетическом коде программы инстинкта самосохранения, стали использоваться во взаимоотношениях между людьми. Окружающие люди стали для нас неблагоприятной или благоприятной окружающей средой, ведь именно во взаимодействиях с окружающими людьми мы получаем все необходимое для продолжения жизни. Только теперь «зима» для нас – это не сезон года, а сезон нашей жизни – пожилой возраст. Именно на эту «зиму» мы и пытаемся создать запас. Именно создание запаса является движущей силой конкурентной борьбы между отдельными людьми, сообществами людей и государствами. В условиях дефицита – это являлось полезным мотивом, способствующим развитию всего общества и каждого человека. Однако после достижения достаточного уровня обеспеченности  необходимым для продления жизни конкуренция превращается из полезного мотива движения в тормоз дальнейшего развития человека и цивилизации в целом. Причина в нарастающем дисбалансе произведенного и потребленного. В результате появление «мыльных пузырей» в экономике, и даже целых отраслей экономики, обслуживающих эти «мыльные пузыри», например, такие как акции, неизвестно на каких физических законах растущие или падающие в цене.

Если для инстинкта самосохранения целью является сохранение уровня насыщенности и безопасности, то для инстинкта самосохранения вида главное – это статус – место, занимаемое в социуме. Рост статуса не обеспеченный реальными делами происходит за счет элементарного пиара, так возникают «мыльные пузыри».  Рано или поздно силы и средства на поддержание статуса заканчиваются и человек или группа людей «откатываются» под управление инстинкта самосохранения, но в условиях приближающейся зимы, то есть в условиях недостатка пропитания и увеличения опасностей. Наступает состояния экономии энергии и сдерживания активности, подобные анабиозу. Так заканчивается интерес к жизни, только из-за невозможности реализовать ни цель инстинкта самосохранения вида, то есть невозможность занять и сохранять место в обществе, ни цель инстинкта самосохранения индивида, то есть невозможность обеспечить себя не только пропитанием, но даже элементарной двигательной активностью по причине полного отсутствия интереса к жизни, значит к движению.

Раздел: Без рубрики