Условия жизни становятся лучше, комфортнее. А жизнь? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять – какова перспектива дальнейшей адаптации к внешним условиям. Ведь даже при более комфортных условиях, адаптация может ухудшиться по причине более быстрого ухудшения наших возможностей. Перспектива адаптации может опираться на готовность к силовым действиям или на готовность информационную, то есть знать «что, где и почему». Силовая готовность – это компенсация неготовности информационной. Применение силы не дает возможности узнать новое, следовательно, не продлевает основную функцию – функцию познания, то есть делает нас в какой-то мере не нужными этому миру. Тем более что силовое взаимодействие уничтожает весь или часть объекта познания.
Мы как составная часть этого мира, можем опираться только на полезность этому миру, на полезность окружающим людям. Наша адаптация – это наша полезность, улучшение адаптации – это развитие полезных возможностей и их применение. То есть развитие и применение возможностей познания, возможностей разума. Изменение своих возможностей можно оценить только в сравнении со своими же возможностями в прошлом, то есть сравнить сегодняшние возможности со вчерашними. Но для этого необходимо проявлять свои возможности системно, а проявлять их можно только с пользой для окружающих, проявляя их для себя невозможно понять их качество и их изменения.
Что же мешает проявлять себя с пользой для окружающих системно? Как не парадоксально, но это наше желание знать будущее. Ставя конкретные ориентиры завтрашнего дня, мы попадаем в свои собственные сети, под управление инстинктивной программы ожидания неуспеха. Ведь реализация того, что мы наметили в своих мечтах и даже в планах, зависит от множества людей. Поэтому мы вступаем в борьбу с этими людьми за более точное соответствие наших прогнозов реальности. А в борьбе речь о пользе не может идти. Конечно изредка, от случая к случаю, мы все же делаем полезные дела, но понять по не системным действиям то, как изменились наши возможности, мы не можем, поэтому пребываем в неопределенности относительно нашего будущего, и в этой неопределенности опять пытаемся предугадать развитие событий «завтрашнего» дня. Вместо продления познания мы хотим знать все окончательно, раз и навсегда.
Сравнение своих возможностей с возможностями окружающих людей не прибавит понимания своей индивидуальной востребованности. Развитие цивилизации требует развития индивидуальных возможностей разума каждого человека. Физический и монотонный умственный труд заменяются автоматами и системами управления. От людей требуются новые идеи, а их невозможно создать без образования большей внутренней свободы в организме.
Развитие общества идет по пути все большей индивидуализации людей и, на основе этой индивидуализации, открытия новых идей мировоззрения. Именно мировоззрение соединяет нас с внешней сферой жизни, с окружающими людьми. Каждый из нас, по сути, биологический робот, снабженный многочисленными реакциями на воздействия внешней среды. Кто не согласен с этим пусть попробует управлять процессом пищеварения. Но в отличие от роботов мы можем менять тот фильтр, через который проходит информация для выбора реакций. Этим фильтром является мировоззрение – система взглядов на мир, жизнь, общество и себя самого. Менять мировоззрение возможно при условии получения новых идей об устройстве себя, общества и мира, с последующим подтверждением правильности новых идей на практике. Если человек не развивается, то его будущее можно предсказать с достаточной степенью точности. Для человека, развивающего свои возможности, нет необходимости предсказывать будущее. Будущее заключается не в том, что мы его знаем, а в том, что у нас нет сомнений в том, что мы разберемся с будущими вопросами, в том числе и с вопросом обеспеченности. Какие возможности разума могут развиться, не знает никто, иначе это были бы известные возможности. То, что эти возможности будут полезны, в этом нет сомнения. Разум не способен бороться, а значит, не способен причинить вред, следовательно, использование разумных возможностей всегда полезно.