Основная диспропорция или проблема современного периода развития человека заключается в том, что до «сегодняшнего дня» основным методом достижения баланса энергонасыщенности внутренней среды организма с внешней средой являлось простое удовлетворение физиологических и социальных потребностей. Достигалось это принадлежностью к социуму, то есть устремлением «быть как все», совмещенному со стремлением к превосходству над членами социума. Обеспечение едой, одеждой и жильем, а также позиционирование себя в обществе задействовали все ресурсы человека: время, внимание, силу и энергию. Ничего не оставалось для развития индивидуальных возможностей разума, следовательно, индивидуальное познание, которым ценен каждый конкретный человек, практически отсутствовало, поэтому приходилось искать свое место в обществе на основе общепринятых, в основном потребительских ценностей, а свою индивидуальность выражать в количестве и качестве приобретенного.
Процесс приобретения требовал предвидения объемов и сроков, то есть предвидения будущего. Человек и общество планировали, когда и сколько работать, что выпускать, что покупать, когда и где отдыхать. Это и есть плановая экономика, по сути, запланированная жизнь. Видимо люди настолько уверились в своем всемогуществе «царей природы», что стали не только стараться предвидеть будущее, но еще и запланировать его. Другой подход – это рыночная экономика, которая должна была уравновешивать спрос с предложением, что соответствовало основной устремленности движения материи – стремлению к равновесности. Но цель оставалась прежней – убежать от опасностей и голода, «спрятавшись в центре» общества соплеменников. Для этого необходимо занять этот «центр» с помощью устремления быть лучше других. Но в чем лучше, если индивидуальность не проявлена? Только в количестве и качестве потребляемого и имеющегося. Увеличение многообразие и свободная доступность потребляемого усложнили задачу соцсоревнования, выбор стал значительно труднее. А выбор – это и есть будущее. Чем больше вариантов выбора, тем менее прогнозируемым становится будущее. Выбор – это движение вперед (взять) или назад (отказаться).
Автор считает полезным для понимания происходящих процессов опереться на предложенную им ранее семиуровневую модель процессов, происходящих в мире,
и на представление этой модели в организме человека
в виде поставленных им вопросов.
Стараясь быть как все и одновременно лучше других, опираясь на метод познания подражанием и сравнением, мы выбираем из того, чем пользуются окружающие, поэтому не задаемся вопросами: «Что это?», «Из чего это состоит?», «Как это организовано?». Раз этим пользуются другие, значит, это удовлетворяет потребности в насыщенности и безопасности. Для нас важен вопрос «С чем это взаимодействует?», то есть нас интересует, как изменятся наши взаимодействия с окружающими людьми, какое место мы будем занимать, используя то, что необходимо выбрать. Это уровень эмоционального выбора из «нравится – не нравится», «люблю – не люблю», «удивлю – не удивлю», «понравлюсь – не понравлюсь» и тому подобное. При таком выборе, то есть при таком создании будущего, мы тратим время и энергию, но не последние.
Если человек сильно «оторвался» от социума или пытается это сделать, то у него возникает необходимость использовать то, чем не пользуется практически никто. В этом случае выбор происходит на уровне вопросов «Что это?» и «Из чего это состоит?». Так как необходимо обеспечить в первую очередь собственную безопасность при использовании не опробованной новинки, и не растратить энергию до уровня ненасыщенности и истощения. Это уже не эмоциональный уровень, а силовой, энергетический – идти или не идти, сделать шаг вперед или сделать шаг назад. В данном случае идет откат в методе познания на уровень проб и ошибок. И затраты здесь уже не только временные (время), но и энергетические, которые сложнее возобновить. Причем энергетические затраты на уровне состояний крайней необходимости в возобновлении. Видимо от этого обостряются проблемы в физиологических процессах и функциях органов области живота, малого таза и ног.
Такие же проблемы и у людей, переживших стрессы и потери. Любой человек, который ощущает себя не таким как все, вынужден более скрупулезно и ответственно подходить к выбору, то есть к созданию своего индивидуального будущего. Тем более, если человек начинает процесс разумных преобразований своей жизни, примеров которых нет, и не будет, потому что процесс преобразований опирается на развитие индивидуальных возможностей разума и изменения происходят индивидуальные.
В этом и заключается отличие ведущего разумные преобразования и просто «отбившегося от стаи» человека – в опоре на развивающиеся возможности разума. А возможности разума не могут развиваться без практического применения. Поэтому главным для их развития и для развития своей индивидуальности является развитие способности к моделированию, с последующим полезным применением результатов познания для окружающих людей.
Все становится оптимально, как только мы начинаем реально полезную окружающим деятельность, основанную на развивающихся возможностях разума. Уходят все не нужные действия, связанные с показной деятельностью, с доказательством своей правоты и борьбой за справедливость. В мире есть только одна справедливость – закон сохранения энергии, уменьшающийся со временем на единицу объема пространства.
Познание методом моделирования схематически похоже на рефлекторную дугу. Отличие в том, что обратная ветвь – это не реакция, а ответ на вопрос. Здесь нет физических, энергонасыщенных действий, поэтому экономить нечего. Остановить от полезных действий для окружающих может только предположение о том, что другой человек используя нас, возвысится и займет более выгодное положение в обществе, которое обеспечит ему больший доступ к общему «рогу изобилия». Однако этот аргумент совершенно не подходит в том случае если человек ведет разумные преобразования жизни. Одной из основных идей разумных преобразований является идея обязательного поддержания баланса между затраченным и произведенным, поэтому лишнего ничего не может быть, тем более того, что произведено другими. В современном мире всего настолько много и оно настолько доступно, что более сложным вопросом становится не тот «где достать?», а «как истратить то, что есть?». Иначе будет нарушаться основной принцип продления жизни – возобновление используемого.