Закон уменьшения энергонасыщенности в единице объема заставляет проявлять инициативу в ведении процесса изменений жизни в сторону организации более экономичных процессов ее возобновления.
Изменения выгодно вести в согласии с окружающим миром, который не только стремится к уменьшению энергонасыщенности, но и к большей равновесности. Поэтому для ведения процесса изменений необходимо познавать строение и функционирование объектов и процессов окружающего мира, себя в том числе.
Однако свободное время и внимание, не занятое познанием внешнего мира, развитием возможностей разума и полезным применением этих возможностей для окружающих людей, запускает «познание» своих внутренних ощущений. Включается инстинкт самосохранения, который основан на идее тотальной недостаточности необходимого для жизни. Поэтому любое свободное время и внимание воспринимается на подсознании как ожидание плохого. Если попадется что-то хорошее, то мы его возьмем без подготовки, а вот если плохое, то к борьбе с ним необходимо готовиться. А главное, это не пропустить момент крайней необходимости, когда ждать больше нельзя. Для этого и отслеживаются ощущения внутри организма, чтобы определить момент крайней необходимости, момент наступления состояния истощения, когда сил не хватит «дойти до холодильника».
Инстинкт самосохранения блокирует любую инициативу, в том числе инициативу познания себя и жизни, в получении и создании новизны в мировоззрении. Новые ощущения и впечатления, полученные без цели полезного применения в своей жизни, являются не чем иным как простым запасом. А мировоззрение является тем основным инструментом, который позволяет организовывать равновесную жизнедеятельность. Однако без устремления осуществлять жизненную деятельность, в стремлении жить как все и даже лучше всех, организовывать жизненную деятельность не имеет смысла. Максимум что необходимо организовать, это то, как заработать и потратить заработанное с удовольствием.
Неясность в определении новизны вносит путаницу в сознание. За новизну принимается то, что известно другим, но неизвестно лично мне. Но это моя новизна и передать ее я никому не смогу, а значит, не буду никому полезен своими индивидуальными возможностями. Следовательно, меня можно заменить. А для решения задачи продления жизни необходимо возобновлять свою уникальность, индивидуальность, то есть быть незаменимым. Это возможно только при возобновлении новизны в мировоззрении, той новизны, которую можно передать окружающим людям, то есть быть полезным им своими возможностями разума.
Инстинкт самосохранения не даст возможности делать что-то новое, исключение составляют условия крайней необходимости или особо благоприятные условия. Таким образом, для того чтобы не задействовать животную систему управления, необходимо создавать благоприятные условия и не ждать крайней необходимости. Особо благоприятные условия в дикой природе, в которой и развились инстинкты, бывают только в период созревания урожая плодов.
Для того чтобы не создавать условия для противоборства инстинкта, стремящегося оставить все неизменным, с разумом, устремленным к изменениям, необходимо проявлять разумную инициативу в организации условий, которые воспринимаются инстинктом самосохранения благоприятными для проявления активности.
Тонкая грань между борьбой и созиданием заключается именно в постоянном единстве системы инстинктов, управляющей живым существом, и разумом, который в этом существе проявлен. Только поддерживая в сознании восприятие достаточности всего необходимого для продления жизни, и организовывая условия благоприятные для проявления активности, то есть такие, в которых система инстинктов не проявляет свои программы ожидания, можно создавать новизну в мировоззрении и на ее основе организовывать новые более экономичные процессы жизнедеятельности, которые дают возможность и далее развиваться разуму без блокирующей деятельности инстинктов.