Второй по значимости идеей, после идеи неуклонного уменьшения энергонасыщенности на единицу объема, показывающей выгодность инициативы, является идея о том, что в этом мире все движется к равновесности, которая достигается раскрытием неопределенностей, познанием. Методы познания разные – метод проб и ошибок, подражания и сравнения, метод анализа и синтеза. Видимо есть и другие методы, вплоть до метода прямого получения ответа на поставленный вопрос.
Мы появляемся на свет с высоким уровнем энергонасыщенности, и все наше развитие, познание и образование, в конечном счете, нужны для уравновешивания внутреннего и внешнего уровней энергонасыщенности. Мы тратим первые несколько десятков лет на адаптацию к окружающей среде, на такую адаптацию, при которой у нас высвобождается достаточное количество свободных ресурсов для проявления полезности окружающим людям, окружающей среде. В результате развития мы приобретаем, а точнее, формируем механизм уравновешивания своего внутреннего уровня энергонасыщенности с уровнем энергонасыщенности внешней среды. Этот механизм, не что иное, как наше мировоззрение – система идей, объясняющих мир, нас и наше место в этом мире, система нашего видения мира и себя в нем.
Необходимо заострить внимание на том, что задачей первого этапа развития человека является высвобождение внутренних ресурсов для осознанного проявления инициативной полезности окружающим людям и окружающему миру, для высвобождения времени и внимания для ведения познания себя и окружающего мира. В процессе развития большинство людей неосознанно становятся полезными окружающим людям, заботясь о детях, о семье, о родственниках и друзьях, в процессе взаимодействия лучше узнают себя и людей, учатся управлять своим организмом и психикой. Необходимо вывести на сознание выгодность полезности и распространить ее на все свои социальные связи. Смысл существования, а значит востребованность в жизни, заключается в полезных взаимодействиях.
Целью развития цивилизации являлось и является высвобождение внимания от процессов возобновления жизненных составляющих. Нашим предкам с трудом удавалось обеспечивать себя всем необходимым для жизни, поэтому на познание не оставалось ни внимания, ни времени, которое было задействовано на восстановление сил. Постепенно люди пришли к тому, что процесс обеспечения себя необходимым в достаточном для жизни количестве и качестве стал занимать мало времени, отнимать мало внимания и сил. У людей образовалось много свободного времени и внимания. Большинство из нас не было готово к такому развитию событий, поэтому неосознанно стали тратить время и внимание на занятия далекие от процесса познания, но несущие много новых и ярких ощущений. То, что вредно стало стоить дорого, что полезно – перестало производиться за не востребованностью. Пример – обилие бульварных романов и малые тиражи научно-популярной литературы.
Инстинкт самосохранения призывает накапливать и сохранять то, что необходимо для продления жизни, для возобновления истраченных ресурсов. А это необходимое стало доставаться легко, без видимых усилий, в больших количествах. С другой стороны, долгое время не удовлетворяемая потребность к новизне, без осознания произошедших изменений, приобрела форму всеобщего паломничества по странам и континентам для осмотра достопримечательностей, опробования экзотических блюд и получения новых ощущений. Однако новизна ощущений не есть новизна мировоззрения и не поможет достигать равновесности и продлевать жизнь.
Облегчение жизненного процесса увеличило нашу чувствительность. Мы стали замечать недостаток взаимопонимания с близкими людьми, стали чувствовать множество непонятных процессов в организме. Здесь бы и применить освободившееся время и внимание, но мешает избыток энергии, который «требует», чтобы его истратили. Поэтому главным условием продолжения полноценного познания для получения новизны мировоззрения является отсутствие избытков в организме, следовательно, и в жизни. Это и есть необходимость в понимании и обретении достаточности.