Просто так

Автор: | 16/07/2008

Часто на вопрос: «Зачем ты это делаешь?», можно слышать в ответ: «Просто так!». Причем если задуматься, то поймешь, что сам часто делаешь многие дела просто так. А потом сожалеешь, что просто так потратил время.

Такое «просто так» имеет под собой вескую причину – отсутствие необходимости брать ответственность за результат. Поэтому не нужно ожидать неуспеха и соответственно беспокоиться и переживать.

Однако, если в данный момент мы не переживаем, то будем переживать потом, хотя зачастую не совмещая в сознании причину и следствие.

Такой сложный объект, как человек, не может находиться без управления ни секунды. Каждый момент времени человек реализует определенный комплекс задач, который требует постоянного контроля правильности реализации этих задач. Другое дело, что многие задачи просто не выводятся на сознание. Поэтому «сознание думает», что делает что-то просто так.

Представляется интересным разобраться с влиянием тех неосознанных желаний, делать что-то «просто так».

Возобновим для начала трехуровневую модель развития человека, состоящую из этапов развития «человека физиологического» через «человека социального» к «человеку разумному». Учтем при этом, что вышеназванный человек приспосабливается к, условно говоря «трехкомпонентной», среде обитания, состоящей из круга близких ему людей, населения района, города, страны и всего человечества, а также окружающей природы и всей Вселенной. В каждой составляющей среды обитания взаимодействие идет по трем направлениям: с «человеком физиологическим», «человеком социальным» и «человеком разумным».

«Человек физиологический» во всех составляющих среды обитания преследует одну цель – взять больше, отдать меньше. Причина в том, что «человек физиологический» по природе своей ущербен, так как ничего кроме добычи пропитания и защиты от врагов делать не умеет, то есть польза от него одна – размножиться и все. Суть в том, что «человек физиологический» – это просто животное, наделенное более мощной программой инстинкта самосохранения, чем другие животные. Человек всеяден – ест практически любую пищу, может поддерживать большой объем реакций на внешние воздействия и обладает навыками, позволяющими перехитрить хищников и соперников. Контроль деятельности ведется по удачно завершенной охоте, то есть по успешной охоте. Видимо поэтому, до сих пор востребован термин «успех».

Возможности человека к адаптации во внешней среде огромны, но не безграничны. Да и возможности добычи пропитания и защиты от опасностей у одиночки ограничены. Другое дело «человек социальный», для которого интерес объединения в сообщества заключается в суммировании возможностей членов общества и в обмене своими возможностями. Это необходимо для повышения возможностей адаптации к изменяющимся условиям среды. Это дает также возможность добывать то, что одному не под силу и вместе бороться с опасностями и врагами. Однако развиться до социального уровня можно только в том случае, если, во-первых, обеспечен минимальный объем потребностей, и, во-вторых, этот объем трудно удержать и сохранить в одиночку. Другими словами, адаптироваться к условиям среды в одиночку можно, но с большими напряжениями.

В социальной среде «человек физиологический» ведет себя почти как в «диком лесу». Борьбу за максимальный уровень потребления он перенес в социум, стараясь отнять максимально возможную долю от общей добычи. Эта борьба получила название внутривидовой конкуренции. Лишь нормы и правила человеческого общежития, прописанные заповедями, кодексами и законами, немного умеряют ненасытное поведение «человека физиологического». Они дают возможность поддерживать для большинства членов сообщества минимальный уровень обеспеченности, дающий возможность не распадаться обществу.

В круге близких ему людей, то есть в ближнем круге внешних условий, «человек физиологический» больше сдерживает проявления ненасытности. В социуме более широкого порядка тормоза ненасытности ослабевают, а в среде природы он вообще творит беспредел, вырубая леса, выкачивая природные ресурсы и поворачивая реки.

Причина такого различия в том, что в кругу близких людей он впитал в себя в процессе воспитания определенные устои семьи и получил на практике знания и опыт того, что почти во всех неблагоприятных для него ситуациях семья и близкие приходят на помощь. В обществе большего масштаба такого опыта нет, есть обратный опыт – «кто смел, тот два съел». А уж от природы «человек физиологический» вообще не ждет ничего хорошего. Отсюда выражения: «Мы не должны ждать милости от природы, взять их у нее – наша задача» и «Пусть этот мир прогнется под нас».

Успешность социальной деятельности для «человека социального», в которого развился «человек физиологический», оценивается той иерархической ступенью, которую он занял в обществе. Это может быть должность, звание, степень, но в любом случае с атрибутами обеспеченности. Обеспеченностью демонстрируется независимость человека от общества, хотя награды и звания говорят о такой зависимости. В общем, винегрет из понятий о лучшем.

И «человек физиологический», и «человек социальный», живут и действуют «просто так», потому что на сознание невозможно вывести все те программы, по которым осуществляется управление жизнью. Критериями правильности выполнения этих программ являются завершенные дела, как пойманная добыча, и мнения окружающих, как доступ к месту дележа общей добычи. Все критерии опираются на сравнения с другими людьми и результатами их деятельности. Двигатель – чувство голода, чувство ненасыщенности. Это корень конкурентной борьбы в обществе. Такое соревнование было полезно на этапах развития, в которых не хватало необходимого уровня обеспеченности. Полезность заключалась в развитии одинаковых возможностей. На сегодняшний день социальное соревнование приводит к уничтожению окружающей природы, то есть третьего компонента внешних условий, и к деградации зарождающегося «человека разумного».

«Человек физиологический» был вынужден объединиться в социум для более прогнозированного выживания. Социум вынужден объединиться с окружающим миром, с природой, чтобы выжить всему виду. Иначе «человек социальный», оставшийся в своей сути «человеком физиологическим», в своей погоне за бесконечным увеличением количества и качества потребляемого уничтожит себя вместе с цивилизацией.

«Человек разумный» замыкает в развитии обобщенную модель человека, по крайней мере, из известных на сегодняшний день этапов развития. Целью развития разума является еще более глубокая и точная адаптация к окружающей среде в условиях постоянного ее изменения, связанного с деятельностью человека и выход на реализацию главной задачи разумного существа – познание себя и окружающего мира с целью продления существования.

Изменения в человеке и окружающей среде идут настолько быстро и объем поступающей информации настолько большой, что выработать реакции на эти изменения невозможно и в одиночку разобраться с тем, что происходит, тоже невозможно, а уж тем более не возможно организовывать оптимальные взаимодействия со средой и с окружающими людьми.

Разумные возможности зарождаются в нас при наличии обеспеченности всем необходимым и при отсутствии конкуренции в ближнем круге наших взаимодействий, по крайней мере, с нашей стороны. Разумные возможности индивидуальны и их невозможно сравнить с возможностями другого человека, поэтому конкурировать разумными возможностями не разумно. Главным отличием разумных возможностей от остальных наших возможностей является отсутствие необходимости затрачивать энергии больше, чем необходимо на повседневные физиологические процессы, включая питание, сон, уход за телом и домом, общение с людьми и природой, и тому подобное. Во время всех этих действий у нас продолжает работать физиология и мозг, управляющий нашими действиями. Только задача перед управляющей системой ставится созидательная, а не разрушительная.

Можно сказать, что мы и раньше строили и производили. Однако важна общая направленность, производить можно разное и для разных целей. Для понимания различия попробуйте задуматься над вопросом, чем отличается производство автомата Калашникова от производства пельменного автомата.

Задача перехода в разумное состояние не имеет пока примеров, на которых обычно мы обучаемся. В новизне решения этой задачи и заключается возможность развития разума на текущем этапе нашего существования. Парадоксально, но именно в новизне заключается и стабильность обеспеченности, так как новые идеи и технологии востребованы всегда и на первом этапе применения не имеют конкурентов.

Поддерживая такой смысл жизни, можно жить и действовать как бы просто так.

Раздел: Без рубрики