Незнание структуры жизни заставляет воспринимать ее как один цикл, имеющий начало и конец. От этого и время воспринимается линейным. Поэтому прошлые ошибки кажутся непоправимыми.
Однако мир, который нас окружает, и который наполняет нас, цикличен. Поэтому и наша жизнь также состоит из множества циклов. Незнание этого, как и незнание чего-либо, не означает, что этого нет. Любое несогласие – это наше личное мнение, что того, с чем мы не согласны, не существует. Тогда почему то, с чем мы не согласны, и что по нашему мнению не существует, существует для кого-то другого? Значит что-то есть, только пока не чувствуется нами, или мы не хотим это чувствовать. Наверное, так нам выгодно.
Тем не менее, хотим мы того или нет, согласны мы с этим или нет, но мир и мы сами состоим из бесчисленного множества циклических процессов. Наглядным примером циклического процесса является движение маятника. Маятник стремится к нижней точке, как точке наименьшего уровня энергонасыщенности. Достигнуть он ее не может, так как по инерции переходит в противоположную верхнюю точку, откуда опять устремляется к точке наименьшей энергонасыщенности, к точке наибольшей свободы. Пока маятник не растратит свою энергию, точнее разницу энергий, соответствующих верхней и нижней точкам, не сможет достичь равновесия в точке наименьшей потенциальной энергии.
Мы также стремимся к внутренней свободе. У нас также большой ресурс потенциальной энергии, энергии не проявленных возможностей. О бесчисленности этих возможностей мы даже не можем знать, так как все они могут раскрыться после того, как уравновесятся, то есть реализуются более простые, значит более энергоемкие возможности.
Именно не знание того, что наши возможности неисчерпаемы, поддерживает структуру наших действий, свойственных одному циклу, а вернее половине цикла колебательного процесса. Первую часть жизни мы набираем энергозапас, вторую – растрачиваем. Тем более, что такая технология жизни соответствует доставшейся нам от наших животных предков, и связана со сменой времен года. Летом «нагуливаем жирок», зимой экономно расходуем.
В отличие от животных, у нас есть более широкое восприятие будущего. Поэтому мы под понятие «зима» подвели понятие «старость». Накапливая на старость, мы эту старость и призываем «на свою голову». Тот запас, который большинство из нас стремится накопить, нужен именно на очень длительный период, максимум на один цикл.
Понимание того, что жизнь состоит из множества циклов, дает возможность принять идею замены всего существующего. А замена существующего на новое и более совершенное дает возможность принять идею системного улучшения жизни. Системное улучшение жизни позволяет устремить себя к ее продлению разумным путем. Изменения к лучшему возможны без борьбы, только на одном понимании, как устроено существующее.
Смысл разумного пути не только в понимании вышесказанного, а в большей степени в том, что сам процесс возобновления, замены всего решается за счет «обмена» на свои разумные возможности. Все, что человек имеет, он имеет в соответствии со своими возможностями. Любое превышение в ту или иную сторону рано или поздно уравновесится.
Именно после реализации энергоемких возможностей, свойственных молодости и началу зрелости, могут начать проявляться разумные возможности. Но разумные возможности не заложены в программах психики, в программах действий. Они заложены в генетической структуре. То есть они есть, но как их проявить неясно. Это необходимо реализовывать индивидуально.
Однако общие принципы реализации разумных возможностей, общие способы разбудить в себе разум, есть.
Разумные возможности значительно отличаются от той мыслительной деятельности, которую мы привыкли называть разумом. Хотя привычные мыслительные действия и происходят с использованием тех же структур мозга и нервной системы, но выполняют функцию выбора наилучшего варианта из многих возможных или приспособления выбранного варианта действий к конкретному событию.
Разумные возможности – это возможности создания модели интересующего процесса и наблюдения за поведением этой модели при смене условий ее функционирования. Создание модели и наблюдение за ней осуществляется при помощи циклов «вопрос – ответ». Хотя мы и не можем пощупать наличие общей информационной системы, однако без признания факта ее существования мы не сможем черпать из нее ответы на поставленные вопросы. Следовательно, не сможем познавать непознанное, значит, не сможем развивать возможности разума.