Как известно любое расслабление ведет за собой “откатные состояния”. Человек находит смысл в том, чтобы часть своего внимания перевести из привычного контроля внутреннего состояния на происходящее в жизни того из окружающих, кто нуждается помощи. Лучше если это не член семьи, так как в этом случае легче быть объективным, искать причины проблем и в то же время не торопить партнера с изменениями. Если на него давить, он замкнется и никаких реальных изменений к лучшему не произойдет.
В ходе расслабления начинает высвобождаться значительный объем внимания, времени и жизненной активности.
В этот момент можно глубже понять суть привычно поддерживаемых напряжений контроля внутреннего состояния в своем сознании и теле. Сделать это помогает внутренний диалог, переосознание своих представлений о жизни и о лучшем для себя в будущем, когда человек имеет возможность найти причину каждого своего неприятного ощущения. Все внутренние резервы он использует в действиях, направленных на дальнейшее совершенствование существующего в себе и в жизни, то есть стремится быть системно и реально полезным по своим жизненным связям.
В этот период человек сталкивается с определенными трудностями. Внутренний голос предлагает ему подождать и попытаться почувствовать проявления негативных внутренних состояний, все-таки страшно сразу оторвать внимание от привычного контроля. Если он прислушивается к голосу системы инстинктов и решает не все внимание направлять на осознание происходящего во внешней сфере, в жизни своих партнеров, то остаток свободного времени и внимания как бы обвисает. В связи с тем, что внимание не может быть не занятым, оно перехватывается контрольной системой инстинктов, инициирующей состояние сверхчувствительности и настороженности в ожидании худшего.
Установки системы инстинктов нацеливают человека на поиск не удовлетворяющего в себе и в жизни с целью противления развития непредвиденных событий в жизни, а также движений в теле и сознании.
За годы жизни человек уже привык находиться в ожидании худшего в жизни и внутри себя, в готовности выказать противление непредвиденному, непонятному. Это и есть состояние контроля, предназначенное для того, чтобы еще в зародыше задушить любое движение в себе и отбросить любые изменения в жизни. Оставаясь в равновесном состоянии, он успевает заниматься текущими делами и обеспечивать круг насущного.
До недавнего времени жизнь текла размеренно, изменения происходили в течение большого промежутка времени. Было достаточно в течение жизни удовлетворить биологические потребности: посадить дерево, построить дом и вырастить сына. Современный мир другой, удовлетворение биологических потребностей в еде, размножении и проявлении доминантности достигается гораздо быстрее. Требуется проявить творческие возможности. А для этого учиться понимать, что происходит вокруг и в самом себе.
Путем привычного противления всему новому человек «обрезает» себе потоки информации изнутри и извне, и круг насущного остается для него неопределимым.
Обедненный информацией о происходящем в жизни и внутри себя, не способный обрести представление о полноте жизненных функций, целей и задач, он становится не способным определить необходимое и достаточное для себя в будущем. С одной стороны, биологические потребности удовлетворены, с другой стороны, отчетливо проявляется чувство неудовлетворенности.
Многообразие наблюдаемого в жизни окружающих людей рождает в сознании человека беспокойство по поводу того, что делает мало и поэтому, наверное, мало имеет. Иначе откуда бы появилась неудовлетворенность.
Человек вынуждает себя делать как можно больше, чтобы иметь как можно больше, проявляя непомерное стремление к потреблению всего, что только можно, начиная от еды и материальных ценностей, оканчивая впечатлениями и познаниями, которые вряд ли когда пригодятся.
Потребительский интерес неоправданно увеличивает количество производимых жизненных действий, делает человека избыточно занятым. В то же время, в связи с избыточной занятостью, он ощущает самым важным для себя постоянно находиться в состоянии полной равновесности, чтобы не терять уровень своей дееспособности и успевать реализовывать всю полноту жизненных действий.
В этой ситуации состояние ожидания проявления не удовлетворяющего в себе и в жизни, по сути дела, любых движений в себе и событий в жизни, являясь пассивной, инертной позицией, становится для него основной возможностью поддерживать свою деятельную активность. Он находится в ожидании проявлений не удовлетворяющего, в готовности в самом зародыше противлением «задушить» любые проявления, а также заблокировать развитие жизненных событий еще в начальной стадии их развития так, чтобы потом не приходилось тратить больше времени на противление их последствиям, теряя дееспособность на длительное время.
Так пассивное состояние ожидания, используемое для контроля проявлений непредвиденного внутри себя и в жизни, становится в восприятии человека основой для воссоздания возможности быть активным, дееспособным. Даже во многом организуя свою жизнь и происходящее внутри себя, человек осторожничает, и хочет оставить ожидание не удовлетворяющего в себе и в жизни, как одну из важнейших жизненных способностей, как способность быть активным, деятельным, управляемым. Но вместо активного обретает пассивное состояние и теряет дееспособность.