Остается еще одна позиция, продолжающая инициировать беспокойство в сознании. Человек уверен, что ничего нельзя предусмотреть до конца, значит, непредвиденное может возникать в любое время, как на жизненном пути, так и во внутреннем состоянии. Он боится, что не будет успевать разобраться с одним, как возникнет нечто новое. Конечно, непредвиденное случиться может. Но вместо беспочвенного ожидания и запугивания можно разобраться, так ли страшно непредвиденное, как его может воображать система инстинктов?Человек привык жить в готовности к плохому, и в результате постоянного ожидания в его сознании и теле образуются ощутимые изменения, заключающиеся в нарушении обменных процессов. Мы уже выяснили, если человек достиг возраста зрелости и не нашел в своем строении ощутимых отличий от строения окружающих его людей, то все отклонения являются принадлежностью формы индивидуальности его конкретных возможностей. Все происходящее и ощутимое в организме, то есть отклонения от нормального состояния являются результатом не оптимальности информационных или жизненных взаимоотношений и взаимодействий. Происходящее внутри находится в прямой зависимости от действия или бездействия самого человека.
В том случае когда непредвиденные события сдвигаются по времени, происходят во внешней сфере или внутри, никаких сложностей не возникает. Человек разбирается со своими проблемами по мере их возникновения. Если же нечто непредвиденное возникает одновременно и внутри, и в жизненной ситуации, человека охватывает беспокойство. Ему приходится заниматься решением сразу двух задач. Уровень беспокойство удваивается, так как к первоначальному, связанному непосредственно с неприятностями, добавляется «беспокойство относительно оставленной без внимания задачи». Контрольная система инстинктов не может управлять одновременно несколькими целями. В процессе выслеживания добычи животной лишь на мгновение отвлекается, чтобы осмотреться и удостовериться, что поблизости нет крупного хищника, чтобы самому не стать его добычей. Пока человек, решая одну проблему, оставляет другую без внимания, система инстинктов инициирует в его сознании беспокойство относительно того, что в ней нарастают опасные для его жизни процессы. Он переключается на вторую проблему и ощущает не менее сильное беспокойство относительно ухудшения ситуации в первой. Отсутствие единой смысловой задачи заставляет человека концентрироваться на каждом отдельном занятии.
В том случае когда человек опирается на «главное для себя», его смысловой задачей является ведение жизни путем возобновления, осознанное ведение единого жизненного процесса включает происходящее внутри и в жизненной ситуации. Образуется самодостаточный комплекс жизни. Он будто бы едет на велосипеде и не концентрируется на каждом колесе или на руле, а крутит педали и смотрит вперед, выбирая наиболее удобную для движения дорогу. Возобновление всего в себе и своей жизни, это потребность познавать происходящее и существующее. С этой целью человек постоянно стремится углублять свои познания о строении мира, жизни и самого человека. И на этой базе оптимизировать свои представления о происходящем, уточнять «лучшее для себя» в будущем, совершенствовать порядок в жизни. «Главное» своим влиянием затрагивает все без исключения составляющие жизненного процесса, проникает во все внутренние и жизненные направленности. Следовательно, опираясь на главное для себя, человек становится способным влиять на себя и свою жизнь. Причем, влиять не по настроению, сегодня нравится одно, завтра другое, а влиять путем выстраивания жизненного процесса в единый организм, который изменяется к лучшему. В связи с этим, периодически он достигает возможности более глубокого осознания идей используемого мировоззрения, его конструктивности. Это означает, что человек все более обоснованно может отвечать на вопрос «зачем я об этом думаю?» и «зачем я это делаю?» Он лучше понимает себя, и способен объяснить свои мысли и поступки. В его теле не возникает ощущений, напряжений и состояний, не связанных со своими мыслями или действиями. Если он о чем-то беспокоится, значит, это затрагивает его жизнь и требует осознания. Если непредвиденное событие не влияет на его жизнь, он принимает это событие к сведению и этим ограничивает взаимодействие с ним. Это означает, что непредвиденные обстоятельства, одновременно возникающие во внешней и во внутренней сфере, обязательно являются проявлениями одного и того же процесса, одного и того же направления, в котором он наиболее активен в данное время. Поэтому для человека, ведущего свою жизнь, беспокойство о том, что, разбираясь с одной неопределенностью, придется терпеть нарастающее и не управляемое действие другой неопределенности, безосновательно. Такого у него не бывает.
На уровне рефлекторных связей беспокойство и готовность противостоять одной неопределенности, пока придется разбираться с другой, реализуется следующим образом. Непредвиденное во внутренней ситуации имитируется «косточкой ущербности», воткнувшейся в десну предпоследнего нижнего левого зуба. Непредвиденное во внешней ситуации имитируется в виде «негодного» у правого нижнего клыка. В готовности разбираться с происходящим во внешней ситуации «косточка» ущербности зажимается с внутренней стороны десны. В готовности решать внутренние проблемы, то есть муссировать «нажеванное» за левой щекой, определять вкус слюны «негодное» удерживается у корня правого клыка нижней челюсти. Так реализуется разобщенное восприятие и осознание происходящего внутри себя и в жизненной ситуации. Человек неосознанно опирается на возможность возникновения не связанных между собой причин для беспокойства во внутреннем мире и во внешней среде жизни. Основное опасение заключается в необходимости одновременно рассматривать внутреннюю и внешнюю проблему при возникновении параллельных непредвиденных ситуаций и обстоятельств. Они заставят либо суетиться, либо, занимаясь чем-то одним, блокировать развитие других направлений.